Газета "Досье 02" № 7.Рубрика "Уполномочен заявить...".

13 февраля 2004
Может ли китаец получить деньги?

В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступило обращение гражданина Китая Чжан Си Фу, который проживает на территории Российской Федерации с 1956 года. Заявитель в марте 1991 года стал вкладчиком Сберегательного банка РФ, однако, в настоящее время ему отказано в выплате компенсации по сделанному вкладу в связи с отсутствием российского гражданства.

Принимая во внимание, что заявитель в первую очередь является вкладчиком Сберегательного Банка РФ, а уж после этого гражданином Китая, Уполномоченный обратился к Председателю Западно-Уральского СБ РФ с просьбой провести проверку на предмет обоснованности и правомерности отказа в выплате компенсации, а также сообщить, предусмотрены ли для иностранных граждан и лиц без гражданства какие-либо гарантии по вкладам.

Из поступившего ответа следует, что вкладчиками СБ РФ могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, как резиденты, так и нерезиденты. Условия и порядок начисления процентов по вкладам для граждан России, так и для иностранных граждан и лиц без гражданства одинаковые. Выплата вкладов производится всем вкладчикам без исключения по первому их требованию.

Однако условия и порядок начисления компенсации по вкладам имеют свои особенности. Инфляционные процессы в экономике России, происходившие в 1991-1996 годах, рост цен на потребительские товары и услуги привели к обесцениванию сбережений населения. В связи с этим был принят ряд нормативных правовых актов, в том числе и Федеральный закон от 10.05.1995 № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», который признал помещенные во вклады в Сбербанк России до 20 июня 1991 года денежные средства граждан Российской Федерации государственным внутренним долгом.

Также, как следует из ответа, поступившего в адрес Уполномоченного, «Поскольку финансовое положение страны и возможности федерального бюджета не позволяют без угрозы финансовой безопасности страны провести восстановление обесценившихся вкладов для всех вкладчиков одновременно и в полном объеме, то предусмотрено поэтапное проведение компенсационных вкладов, прежде всего, социально незащищенных вкладчиков».

Каждый год Правительством Российской Федерации принимаются Постановления, определяющие категории вкладчиков, которым в текущем году выплачивается компенсация. Например, в 2003 году действовало Постановление Правительства России от 19.02.2003 № 117, определяющее выплату компенсации гражданам России по 1945 год рождения, инвалидам 1 группы, инвалидам 2 группы по 1950 год рождения и другим.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, компенсация может быть выплачена только гражданам Российской Федерации, предъявившим паспорт или другой документ установленного образца, удостоверяющий личность гражданина России. Работа по выплате компенсации производится в строгом соответствии с нормативными документами Правительства Российской Федерации, Минфина России и Сберегательного Банка России.

Принимая во внимание вышеизложенное, Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил ходатайство в адрес Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова. В своем ходатайстве Уполномоченный отметил факты обращений в его адрес по вопросам выплат указанных компенсаций, а также отметил следующее: «Учитывая, что государство в лице банка РФ разрешает быть вкладчиками различным категориям лиц независимо от их гражданства и принимает на себя соответствующие обязательства перед ними, считаю необоснованным рассматривать вопрос о выплате компенсации по вкладам только в отношении граждан РФ. На основании изложенного, прошу Вас учесть, по возможности, интересы вкладчиков, не являющихся гражданами РФ, при разработке в дальнейшем проектов нормативно-правовых актов».

Сотрудникам колоний необходима помощь

В 2003 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступали многочисленные обращения от сотрудников исправительных учреждений, расположенных на территории Пермской, в которых отмечалось отсутствие возможности получения квалифицированной медицинской помощи.

Анализ данных обращений показал, что в Пермской области сложившаяся система оказания медицинской помощи сотрудникам учреждений уголовно-исполнительной сиситемы не в полной мере обеспечивает право граждан на здравоохранение. Существование в Пермской области широко разветвленной сети учреждений по исполнению уголовных наказаний, многие из которых расположены в отдаленных и труднодоступных местностях севера Пермской области делает проблему особенно актуальной. Многие сотрудники данных учреждений не имеют возможности получить квалифицированную медицинскую помощь, как по месту прохождения службы, так и при выезде к месту отпуска. Существующие медицинские учреждения ГУИН Министерства юстиции РФ по Пермской области не обладают возможностью оказывать весь спектр необходимых медицинских услуг, а те, которые обладают такой возможностью, зачастую находятся на большом удалении в несколько десятков километров.

По данным ГУИН МЮ РФ по Пермской области обеспеченность необходимыми видами медицинской помощи, оказываемых в ведомственных ЛПУ достигает не более 60 - 70 %. Госпиталь ГУВД области, имеющий наиболее полный набор медицинских услуг, находится в областном центре – г. Перми, удаленность которого от места службы сотрудников УИС подчас составляет 300, а то и 400 км. При увеличении, в последнее время, процентного роста кадрового состава УИС из числа женщин, возникает острая проблема получения ими плановой стационарной гинекологической помощи в муниципальных лечебных учреждениях на бюджетной основе.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что в системе учреждений УИС существенно нарушаются права граждан, закрепленные в российском законодательстве, в том числе конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Решением проблемы могло бы стать предоставление возможности сотрудникам УИС получать не только ведомственную, но и необходимую медицинскую помощь в районных, городских муниципальных и областных государственных учреждениях здравоохранения. Однако, такой возможности сотрудники УИС лишены. Это происходит в силу того, что они не охвачены системой обязательного медицинского страхования.

Поскольку данный вопрос является актуальным также для ряда других областей и выходит за рамки компетенции Пермской области, как субъекта федерации, в силу необходимости изменения нормативно-правовых актов федерального уровня, Уполномоченный по правам человека в Пермской области обратился к Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову, а также Министру юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайке с просьбой дать поручение соответствующим учреждениям и ведомствам о скорейшей разработке нормативно-правового акта, определяющего возможность распространения страховой медицины на сотрудников учреждений системы исполнения уголовных наказаний.

На данное обращение Уполномоченного поступил ответ от заместителя Министра юстиции Российской Федерации А.Ф. Елизарова, который подтвердил, что «проблема оказания медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы Минюста России действительно существует не только в Пермской области, но и в других субъектах Российской Федерации. Об этом свидетельствуют письменные обращения, поступающие в адрес Минюста России от руководителей территориальных органов УИС. А также от глав администрацией и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации…

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 10.09.2003 № ГК-П12-10949 для частичного решения проблемы МВД России совместно с Минюстом России и МЧС России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об оказании медицинской помощи сотрудникам милиции в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, не входящих с систему медицинских учреждений МВД России», который до настоящего времени находится на согласовании в Минфине России».

Также как сообщили из Минюста России, необходимо ускорить принятие вышеуказанного проекта постановления Правительства Российской Федерации, о также создать в удаленных подразделениях уголовно-исполнительной системы соответствующие учреждения для оказания медицинской помощи, кроме того, необходимо привести объемы бюджетного финансирования уголовно-исполнительной системы Минюста России, в том числе для медицинского и лекарственного обеспечения, в соответствие с потребностями.