Газета "Общий интерес" № 13.

30 декабря 2003
Сергей Матвеев, уполномоченный по правам человека в Пермской области:

Этот год стал переломным в осознании детьми и родителями своего места в образовательном процессе. Достаточно вспомнить самые шумные и скандальные дела, речь о которых неоднократно шла в СМИ. Это и дело Валиевых, и дело семьи Китченко. Что обнаружилось в результате их рассмотрения?

На сегодняшний день в системе образования РФ нет механизмов полного и несудебного разрешения возникающих внутри школы конфликтов и спорных ситуаций. Именно с целью создания такого механизма во многих образовательных учреждениях Перми в качестве эксперимента были созданы общественные организации по правам участников образовательного процесса, Схема следующая: избирается человек, который может выступать в роли мирового арбитра и разрешать конфликты, а в случае невозможности их мирного разрешения помогать участникам спора обращаться в те или иные органы. Есть и другая проблема. Нередки ситуации, когда ребенок в силу определенных причин не может обучаться в школьном коллективе. Здесь и психологическая, и эмоциональная несовместимость, и поведенческий фактор. Существует возможность перевода ученика в другую школу, либо с ним должны поработать специалисты совместно с педколлективом.

Однако, как показывает практика, большинство родителей идут по неправильному пути, противопоставляя интересы индивидуума интересам коллектива.

Когда взрослые начинают махать кулаками, интересы ребенка всегда отодвигаются в сторону. Родители и педагоги решают вопросы своей чести и достоинства, репутации и даже материальные проблемы. О самом же виновнике ссоры забывают.

Хочется пожелать, чтобы в новом году мы, взрослые, были более терпимыми, внимательными как по отношению друг к другу, так и к своим детям. Всем желаю душевного равновесия, больше счастливых, веселых дней в жизни, а также гражданского активности.