"Российская газета в Прикамье" № 215.Статья "И враг не проскочит, и свой не пройдет" С. Владимировой.

24 октября 2003
Взаимодействие правозащитных структур с федеральными органами власти, расположенными на территории субъектов федерации, является общей проблемой регионов. К такому выводу пришли представители вновь созданной структуры – координационного совета по правам человека при полномочном представители Президента РФ в Приволжском федеральном округе.

Вопросы к федеральным органам однотипны и значимы для всех регионов округа. В большинстве территорий милиция, Прокуратура, ГУИН не идут на контакт с государственными правозащитными организациями, а кое-где дело доходит до прямой конфронтации.

- Пермская область в определенном смысле является исключением, - прокомментировал уполномоченный по правам человека в Пермской области Сергей Матвеев. – Есть соглашение уполномоченного с ГУИН, налажены рабочие, деловые отношения с прокуратурой. Единственный орган, который на территории области категорически не желает сотрудничать с общественностью и журналистами, - Министерство обороны. Деятельность военного комиссариата области остается закрытой. Исполняющий обязанности военного комиссара области полковник Смольский утверждает, что никакой необходимости в общественном контроле в воинских частях нет. Этот вывод опровергается фактами: военнослужащие у нас самовольно оставляют части, совершают правонарушения. Не говоря уже о совершении преступлений высшими должностными лицами того же комиссариата.

Добавим, что с ситуацией хорошо знакомы представители СМИ. Журналисту легче попасть в какую-нибудь отдаленную колонию строгого режима, чем в воинскую часть, дислоцированную в центре Перми. Документ, разъясняющий порядок доступа представителей СМИ в воинские части, не оставляет на этот счет никаких иллюзий. Он адресован уполномоченному по правам человека в Пермской области и подписан временно исполняющим обязанности военного комиссара области Андреем Смольским. Дословно в нем говорится: «Решение о проведении информационного мероприятия и допуске в воинские части оформляется в виде телеграммы, проект которой готовит пресс-служба Министерства обороны, по форме: наименование СМИ или общественной организации, состав группы, сроки, объект и цель посещения. Телеграмма направляется главнокомандующему видом ВС, командующему войсками военного округа, начальнику главного управления, в подчинении которого находится воинская часть, где планируется посещение. Командиру воинской части, в которой планируется проведение информационного мероприятия, решение на его проведение и допуск на территорию доводится телеграммой штаба военного округа или главного управления».

Помилуйте, кому придет в голову планировать мероприятие подобного размаха? И как быть в случае, когда есть информация о нештатной ситуации в части? Конечно, рано или поздно журналисту дадут разрешение «на проведение информационного мероприятия». Но проводить его, видимо, уже будет не с кем.

Кроме того, остается без ответа и главный вопрос: что же происходит по ту сторону КПП, если воинская часть рассматривается как объект высшей секретности?