Газета "Досье 02".Сатья "Уполномочен заявить...".

17 октября 2003


УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ…

О ситуации в ИВС ОВД городов и районов Пермской области

В течение 2003 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступают многочисленные жалобы граждан, содержащихся в ИВС Пермской области, на неудовлетворительные условия содержания под стражей. Кроме этого, Уполномоченным совместно с заместителем Председателя Пермской городской Думы И.В. Сапко был посещен ИВС УВД г.Перми; в августе 2003 года руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека посетил ИВС ОВД г.Краснокамска.

В результате посещений были выявлены существенные нарушения, как условий содержания подозреваемых и обвиняемых, определенных ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», так и условий работы персонала ИВС.

Вместе с тем, статья 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определяет основные принципы содержания под стражей, а именно: «законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства …». Также предусматривает, что содержание под стражей «не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей».

Информация о выявленных в ИВС нарушениях была доведена до сведения ГУВД Пермской области. По сообщению ГУВД основной причиной сложившейся ситуации является неисполнение федеральными органами ст. 9 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», согласно которой ИВС финансируются за счет средств федерального бюджета. В последние годы финансирование ИВС из федерального бюджета осуществлялось только на заработную плату сотрудников, питание задержанных и арестованных и ГСМ.

На обращения Уполномоченного о включении расходов по ремонту ИВС г.Перми в проект бюджета г.Перми на 2004 год Глава г.Перми сообщил, что решить данный вопрос не представляется возможным. Однако, учитывая, что ситуация, сложившаяся в ИВС г.Перми ведет к многочисленным нарушениям прав лиц, содержащихся под стражей, Уполномоченный обратился к депутатам Пермской городской Думы с просьбой включить в проект бюджета г.Перми на 2004 год средства на реконструкцию ИВС г.Перми. Информация, изложенная в обращении, была заслушана на заседании Пермской городской Думы 23.09.2003 года и принята к сведению.

Кроме этого, Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил ходатайство на имя председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова об инициировании включения строительства и реконструкции ИВС г.Краснокамска в план капитального строительства объектов социальной инфраструктуры Пермской области на 2004 год.

Информация о положении в ИВС Пермской области доведена до сведения Министра внутренних дел Российской Федерации Б.Грызлова, направлена в адрес председателя Законодательного Собрания Пермской области, прокурора Пермской области, начальника ГУВД Пермской области. О необходимости решения вопросов финансирования ИВС из федерального бюджета направлено письмо на имя Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова.

В ответ на обращение к Б.Грызлову из ГУВД Пермской области поступила информация о ситуации в ИВС в целом по Пермской области. В частности, в письме ГУВД было сообщено о мерах, предпринимаемых для улучшения сложившейся ситуации.

Как следует из письма: «в настоящее время на территории Пермской области функционируют 37 изоляторов. В 2002 году в рамках областной инвестиционной программы строительства социальных объектов из областного бюджета было выделено 10,5 млн. рублей на строительство новых зданий ОВД с типовыми ИВС в Карагайском, Кишертском, Куединском, Осинском, Оханском и Уинском районах… Исключительно из местных средств уже в 25 ИВС (из 37) построены прогулочные дворы, в 23 оборудованы санпропускники, 26 ИВС оборудованы системами видеонаблюдения. Необходимо также отметить, что только в 2002 году органами местного самоуправления городов и районов области МВС и конвойным подразделениям милиции территориальных УВД-ОВД было приобретено 12 спецавтомобилей типа «автозак» для конвоирования».

Вместе с тем, в данном письме были отмечены и факты грубейших нарушений прав лиц, находящихся под стражей. Так, «ряд подразделений работают в режиме постоянного переполнения, свыше установленных Федеральным Законом норм (4м2на 1 чел. в камере). Особенно обострена данная проблема в ИВС ряда крупных городов и районных центров (УВД г.Березники, ОВД г.г. Краснокамска, Лысьвы и Чусового), в которых фактически среднесуточная наполняемость ИВС в 1,5 раза превышает имеющийся лимит мест … перечисленные изоляторы временного содержания расположены в подвальных и полуподвальных помещениях зданий. По тем же причинам отсутствия целевого федерального финансирования ИВС, на сегодня в 12-ти ИВС (из 37 ИВС УВД-ОВД области) не построены прогулочные дворы для спецконтингента, в 14-ти изоляторах временного содержания не оборудованы санпропускники (душевые) для задержанных и арестованных лиц, в большинстве ИВС не приобретены и соответственно не выдаются постельные принадлежности, только в 4-х ИВС (УВД Перми, ОВД г.г.Лысьвы и Чайковского, Уинского района) приобретены и установлены дезинфекционные камеры для санобработки постельных принадлежностей и белья спецконтингента.

…в ИВС ОВД Оханского района действительно не построен прогулочный двор и санпропускник, не приобретены дезинфекционная камера и постельные принадлежности в полном объеме в связи с отсутствием средств на эти цели».

Таким образом, в настоящее время основной проблемой остается недостаточное финансирование изоляторов временного содержания. По мнению Уполномоченного по правам человека в Пермской области данная ситуация может быть разрешена только при условии финансирования из бюджетов всех уровней, включая областной и местные бюджеты.