Газета "Вечерняя Пермь".Статья "Школьный конфликт - в цивилизованное русло" С. Владимировой.

25 сентября 2003
Школьный конфликт – в цивилизованное русло

Образование – одна из самых конфликтных сфер нашей жизни. Казалось бы, у всех участников процесса – учителя, школьника и родителей – единая цель. Но это только на поверхности.

Для того, чтобы в школе разгорелись страсти, даже не требуется наличия учебного процесса. Летом, например, стороны борются за право учиться и право не учить. Разбирательства по поводу зачисления в первый класс – дело обычное, в десятый – тем более. В области немало десятиклассников, которые заняли место за партой по решению суда.

Одной из последних жертв интеллектуальной селекции чуть не стала березниковская школьница Марина П. Ей было отказано в праве учиться в десятом классе в связи с наличием у нее «троек». Опекун Марины обратился к Уполномоченному по правам человека в Пермской области Сергею Матвееву, поскольку многократные обращения в образовательные учреждения и администрацию Березников не дали результатов. Справедливость восторжествовала – но не сразу. Казалось бы, невелико бремя для системы образования – принять в десятый класс еще одного девятиклассника, пусть не с самым высоким рейтингом. Ну, хочет человек учиться, и все тут! Не тут-то было…

Резкое слово учителя, мальчишечья драка, переходящая в разборки между родителями, «неправильная» оценка – детонатором может быть все, что угодно. А те невоспроизводимые выражения, которые родители порой отпускают в адрес учителя? А вполне заурядные разногласия между педагогом и администратором? Школьный конфликт – явление повседневное и неистребимое. Бороться с ним – дело бесполезное. Иное дело – поиск выхода из конфликтной ситуации.

При всем разнообразии конкретных происшествий есть в школьных конфликтах нечто общее. Это неконструктивная позиция их участников, которая и приводит к тому, что скандалы то и дело выплескиваются за школьные ворота. Каждый отстаивает свою точку зрения. И арбитром в конфликте, который на начальной стадии можно было разрулить в считанные дни, становится комитет по образованию, областной департамент, а потом районный суд. Но и в этом случае достичь всеобщего согласия не удается: недовольный жалуется дальше.

Выход, в общем-то, очевиден: каждая школа должна иметь собственного миротворца, причем такого, чье право на вмешательство в чужие дела было бы признано и детьми, и учителями, и администрацией учебного заведения, и родителями.

Первопроходцем в этом деле стала Нытва, где школьные уполномоченные по правам участников образовательного процесса появились в прошлом году. Опыт уже есть, но пока вопросов больше, чем ответов. Каковы должны быть полномочия и функции школьного омбудсмана, как должны строиться его отношения с администрацией, надо ли ему платить, сколько и из чьего кармана?

В эти дни в Перми проходят курсы «Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса» - по инициативе Уполномоченного по правам человека в Пермской области и при поддержке департамента образования. Они организованы для кандидатов на должности уполномоченных по правам участников образовательного процесса школ городов и районов Пермской области, руководителей образования. Будущие школьные омбудсманы обсудят документы, которые могут регламентировать их деятельность, и механизмы защиты прав учителя и ученика, которые дает им действующее законодательство.

Подобные институты широко распространены в Европе, рассказывает Уполномоченный по правам человека Сергей Матвеев. – Однако вряд ли в наших условиях применима европейская модель. Вводить в школе заместителя директора, который не подчинен директору и имеет право вмешиваться в распорядительные функции – значит закладывать основу для новых конфликтов. Тем более, что представлять интересы школьного коллектива в части защиты прав может не только социальный педагог, психолог, учитель, но и родитель, и старшеклассник. Кстати, в Саратовской области, например, где этот институт появился в числе первых, именно старшеклассники составляют большинство школьных омбудсманов. У саратовской модели есть особенности, и главная из них заключается в том, что там институт школьных уполномоченных по правам участников образовательного процесса был введен административным путем. Нам не хотелось бы идти по этому пути, поскольку навязывание чего-то сверху, как правило, рождает отторжение. Финансирование института в Саратове осуществляется за счет грантовых программ. Этого тоже хотелось бы избежать. Вообще же вопрос о финансировании достаточно существенный, и не потому, что деятельность эта требует больших расходов. Главное, что источник финансирования может не лучшим образом отразиться на независимости школьного омбудсмана. А независимость позиции - в данном случае вопрос принципиальный. Очень важный момент – степень доверия к омбудсману. Именно поэтому он должен обязательно быть избран общим собранием учебного заведения. Все эти моменты предстоит закрепить в Положении, которое мы разрабатываем. В нем обязательно будет пункт о неразглашении тайны частной жизни, которая стала известна омбудсману в силу его полномочий. Предстоит также разъяснить порядок обращения в правоохранительные органы в том случае, если уполномоченному стало известно о готовящемся или длящемся преступлении. Преступлении без всяких преувеличений: например, вымогательство денег у ребенка со стороны одноклассника – это преступление против личности.

Уже сейчас ясно, что подводных камней при утверждении нового института будет предостаточно. Как добиться, чтобы любой участник образовательного процесса видел в омбудсмане защитника и миротворца, чтобы директор воспринимал его как союзника, а не как засланного казачка? А основа для союза есть: директор школы – позиция весьма уязвимая, нередко попадающая под административный пресс. С другой стороны, он и сам не застрахован от необоснованных решений... Словом, и в отношениях с администраций учреждения очень многое будет зависеть от личности уполномоченного.

Как вынести сор из избы, не нажив врагов? Механизм, по-видимому, будет таков. Установив факт нарушения прав гражданина, взрослого или несовершеннолетнего, уполномоченный сообщает о нем директору, родителям, рекомендует меры для изменения ситуации. Если в обусловленный срок перемен к лучшему не происходит, он обязан поставить в известность правоохранительные органы.

Сергей Матвеев убежден: любой школьный конфликт может быть урегулирован в стенах учебного заведения в течение 10 дней. Что ж, поживем – увидим.

Светлана Владимирова