Газета "Местное время" .Статья "Школе - второе дыхание" Ф. Носова.

27 августа 2003
На общегородском пленарном педагогическом совещании обсуждался вопрос отраслегого реформирования городской системы управления образованием.

В совещании приняли участие: заместитель главы Перми Илья ШУЛЬКИН, уполномоченный по правам человека в Пермской области Сергей МАТВЕЕВ, председатель департамента образования обладминистрации Александр ЗИМИН, председатель комитета по образованию и науке Николай КАРПУШИН.

В своем докладе Николай Яковлевич затронул давно наболевшие и чрезвычайно сложные вопросы. Главный из которых — равенство финансирования для всех муниципальных школ с сохранением и даже повышением образовательного уровня. Проблема, как таковая, видна невооруженным глазом.

Сегодня треть бюджета города выделяется на нужды образования. И большую часть от этих средств получают престижные городские школы, в которые детям простых рабочих или тех же учителей не поступить. Стремление состоятельных родителей дать своим детям приличное образование вполне понятно. Но делается это почему–то за счет средств налогоплательщиков.

Сегодня все средства распределяются между общеобразовательными учреждениями без учета их специфики. Но выделение денег конкретной школе зависит во многом от настойчивости директора. Отсюда — иллюзия «хронического недофинансирования» отрасли. О разбросе в стоимости обучения говорят следующие цифры: в «лучшей двадцатке» пермских школ (которые, кстати сказать, занимают 14% образовательного рынка города) стоимость обучения одного ученика — для бюджета — колеблется от 600 до 16000 рублей.

Есть и иные факторы, убеждающие в том, что назрела необходимость реформирования городской системы образования. Суть ее вот в чем. В Перми должен быть создан единый образовательный стандарт качества образования. Дети имеют право на определенный набор бесплатных образовательных услуг, и школы на сегодняшний день в состоянии этот образовательный минимум обеспечить. Дополнительные услуги в процессе обучения предоставляются за отдельную плату или в отдельных негосударственных школах.

Коренным образом изменится система распределения средств внутри отрасли. Во–первых, на региональном уровне будут установлены нормативы затрат по отдельным статьям расходов образовательных учреждений, во–вторых, нормативы затрат, необходимых для предоставления набора образовательных услуг в расчете на одного учащегося. Принцип подушевого финансирования позволит обеспечить индивидуальный подход к каждому учебному заведению и к ребенку. Деньги будут выделяться не под директоров, а под учеников.

Одной из целей реформы является устранение практики незаконного денежного обращения в муниципальных образовательных учреждениях.

В рамках города будет создан единый стандарт для проверки знаний и способностей каждого ребенка (по принципу ЕГЭ) — при переходе с одной ступени образования на следующую. В мировой практике хорошо себя зарекомендовали тесты (в широком смысле этого смысла — не замыкаясь на стандартизированных закрытых опросах), которые позволяют объективно оценить уровень знаний ребенка и его способность логически мыслить, независимо от того, в какой школе он учится. Форма проведения проверки будет обсуждаться городской общественностью — всеми заинтересованными сторонами, с привлечением квалифицированных экспертов. В результате налогоплательщики, на чьи деньги содержится система образования, получат равенство финансирования — как условие реализации равного права получения образования.

Предлагаемая схема предусматривает проз-

рачность бюджетного финансирования всей сети общеобразовательных учреждений, «оздоровление» приема в школы, в классы.

По окончании совещания мы поинтересовались мнением о реформировании у директора школы №68 Кировского района Тамары НОСКОВОЙ:

— Я только «за». Давно было пора взяться за решение всех этих проблем. Ведь изменения — только на благо нашим ребятам. Для школ, которые работают в сложных условиях, открываются новые возможности. Правда, учащиеся и, главное, их родители, мне кажется, не совсем готовы к таким изменениям. Но жизнь к этому нас давно подталкивает.

Автор: Федор НОСОВ.