Газета "Местное время".Статья "Не допустить развала" М. Шиловой.

20 августа 2003
Конституцией гарантировано — каждый из нас имеет право на образование. Причем право это одинаково гарантировано всем.

Если взрослый человек — выпускник школы — сам решает, какое именно образование ему необходимо и необходимо ли вообще, то в школе всем создаются равные условия для получения образования. Или почти равные — тут все зависит от способностей ребенка и желания родителей. Если способности выше среднего, то можно учиться в спецшколах или классах с углубленным изучением предмета. Если способности ниже среднего — существуют коррекционные классы, где к детям с ограниченными возможностями подход особый.

Собственно говоря, такие классы — это продукт последнего времени, послеперестроечного. До этого все школы были абсолютно одинаковы, дети, отстающие от сверстников, обычно «подтягивались» более успевающими одноклассниками, либо с ними дополнительно занимались учителя. Не помогало — оставляли на второй год. Не помогало — проводили медицинское обследование и рекомендовали обучение в «школах седьмого типа». То есть в школах для умственно отсталых детей. Аббревиатура «УО» со времен Ивана Семенова была ругательной. А обучение в спецшколе практически закрывало путь в будущее обучаемому. В конце восьмидесятых сначала в качестве эксперимента, затем и на постоянной основе в школах стали создаваться коррекционные классы. Ведь далеко не все дети, отстающие в развитии от сверстников, умственно отсталые. Каждый ребенок индивидуален, иной просто не может быстро соображать, ему нужно больше времени, чтобы усвоить материал. И из–за этого портить ребенку жизнь?

— Тогда, на мой взгляд, было принято правильное решение — дать возможность всем детям учиться в общеобразовательных школах, — считает уполномоченный по правам человека в Пермской области Сергей МАТВЕЕВ. — В цивилизованном мире детей не делят на нормальных и отстающих от нормы. Даже физические недостатки не повод для того, чтобы изолировать ребенка от сверстников. И наши педагоги тоже пошли на то, чтобы обучать детей с разными способностями вместе. Однако, похоже, теперь мы возвращаемся к прежнему порядку вещей.

— В каком смысле?

— Ко мне обратилась группа директоров школ из Индустриального района с просьбой помочь разобраться в ситуации, которая сейчас складывается в системе образования Перми. В рамках оптимизации системы образования комитетом по образованию Перми были предприняты шаги, которые не могут быть одобрены педагогами и директорами.

Суть нововведения — это прекращение дополнительного финансирования школ на обучение ребят из коррекционных классов, тех, кто обучается на дому. Нет финансирования — соответственно сокращаются ставки педагогов. И в первую очередь крайне необходимые сегодня именно для воспитания детей — социальных работников, психологов, тех, кто помогает детям справиться с трудной жизненной ситуацией, выстоять и получить–таки образование.

Ссылки на оптимизацию, на мой взгляд, несостоятельны. Согласно словарю Ожегова, оптимизация — это создание благоприятных условий. В данном случае — благоприятных условий для обучения детей. Понятно, когда оптимизация подразумевает перевод детей из старой школы в более современную. И непонятно, когда при этом ликвидируется сложившаяся система. А оптимизация в этом случае — это практически ликвидация тех же коррекционных классов. Их в городе достаточно много. В школе №100, например, целых семь.

— И куда же денутся ученики этих школ?

— По словам начальника комитета по образованию и науке города Перми Николая Яковлевича КАРПУШИНА, «обратно в спецшколы и интернаты «седьмого вида».

— Это сколько же таких школ понадобится!

— Действительно, много. Но не это страшно. Страшно, что ребенок с детства почувствует себя ущербным, хотя его вины в этом нет. У таких детей нет будущего. Мировая практика показывает — изоляция детей с недостатками ни к чему хорошему не приводит. Более того, мы лишаем этих детей их права на качественное образование. А если так — то какое будущее ожидает нашу страну, если мы лишаем будущего подрастающее поколение?

— Вы уже предприняли какие–то шаги в исправлении ситуации?

— Разумеется. В первую очередь обратился к главе Перми с просьбой прояснить, что же происходит? Ответ получил, но, на мой взгляд — крайне неубедительный. Судите сами: «разрабатываемые комитетом по образованию и науке местные нормативы финансирования фонда оплаты труда учитывают специфику образовательных учреждений, являясь средними фактическими затратами по фонду оплаты труда общеобразовательных школ за 2002 год и обеспечивают получение учащимися г. Перми образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Для финансирования повышенного уровня базового образования в классах углубленного изучения отдельных предметов средних образовательных школ дополнительные средства из местного бюджета могут быть выделены только в пределах утвержденных отрасли «Образование» ассигнований».

— Получается, что все новации, введенные в школах за последние годы, никому не нужны, кроме учеников и их родителей?

— Да. И еще — педагогов школ. Чиновникам они не нужны точно, это дополнительные хлопоты. Вот хлопоты — педагогам, затраты — родителям.

— Но ведь именно образование сегодня — в числе приоритетов, определенных Президентом РФ и Государственной Думой. Именно развитие образования предусматривает развитие страны в будущем!

— Согласен. Поэтому и постараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы не допустить развала сформировавшейся на сегодня системы образования в Перми.

Автор: Марина ШИЛОВА.