Газета "Местное время" № 30.Статья "Права защищены" И. Маркиной.

13 августа 2003
Каждый из нас имеет не только определенные обязанности — в семье, на работе, перед обществом, в котором мы живем. Мы еще обладаем и правами, которые защищены главным Законом Российской Федерации — Конституцией РФ. И никогда ни при каких обстоятельствах эти права человека нарушены быть не могут. А чтобы такого не произошло, в Пермской области есть аппарат уполномоченного по правам человека. Возглавляет его Сергей МАТВЕЕВ. Предлагаем читателям беседу с защитником наших прав.

— Сергей Николаевич, должность уполномоченного по правам человека появилась в Прикамье не так давно...

— Хотя необходимость в ней была всегда, на мой взгляд. И такой вывод подтверждает тот факт, что к нам ежедневно обращаются сотни людей, пытающихся отстоять свои права, считающие себя в чем–то ущемленными, обиженными. Хотя далеко не всегда это действительно так.

— С какими вопросами чаще всего обращаются?

— С жалобами на действия чиновников. К сожалению, это факт, пока у нас некоторые муниципальные служащие не слишком четко исполняют свои прямые обязанности. Отсюда и волокита с оформлением тех или иных справок либо вовсе отказ в их предоставлении.

— Чиновники тоже люди. А их права вы защищаете?

— Разумеется. Мы защищаем права каждого конкретного человека независимо от его места работы или социального статуса. Как раз сейчас мы занимаемся проблемой реформирования органов местного самоуправления Перми. Глава города лишь озвучил концепцию реформирования, подробности того, как именно все будет происходит, пока неясны. Однако в администрациях районов люди волнуются, переживают за завтрашний день. Более того, сокращение штатов в администрациях районов может отрицательно отразиться и на жизни горожан в целом.

— Каким образом?

— Сегодня именно районные администрации несут нагрузку по работе с обращениями и жалобами граждан. Естественно, те, кого по каким–либо причинам не устроила работа районной власти, обращаются в городскую администрацию. Райадминистрации областного центра в среднем обслуживают около 150 тысяч населения. Для сравнения — в Ординском районе проживают 18 тысяч жителей, и это самостоятельная административная единица. А в Индустриальном районе проживают более 150 тысяч жителей. Но район является частью муниципального образования «город Пермь». Проблем же у 150 тысяч жителей намного больше, чем у 18 тысяч. И вполне возможно, что предстоящее реформирование только увеличит количество этих проблем, а многие перейдут в разряд нерешаемых. Поэтому на прошлой неделе я провел несколько рабочих поездок по районным администрациям, встречался с аппаратом администраций, знакомился со структурным и штатным расписанием, с работой специалистов на их рабочих местах. Особенно интересовался работой таких отделов администраций, как отделы по учету и распределению жилья, по работе жилищно–коммунального хозяйства — то есть теми, которые непосредственно связаны с решением проблем населения и несут основную нагрузку.

Во всех администрациях количество специалистов в отделе — два–три человека. А вот количество дел, которыми они занимаются, — просто огромно. И я лишний раз убедился, что нельзя реформирование слаженной работающей системы проводить внезапно, это обязательно отразится на качестве работы чиновников.

На мой взгляд, районные администрации такого мегаполиса, как Пермь, — это форпосты городской администрации, которые принимают на себя главную нагрузку по работе с населением. Если же эту нагрузку перенести на плечи только городской администрации, — могут возникнуть определенные сложности. И не в последнюю очередь из–за многочисленности населения Перми и географических особенностей нашего города — далеко не каждый пермяк сможет себе позволить по разным причинам прийти со своими бедами в городскую администрацию. А районные администрации — рядом.

Цель любой реформы — не просто сокращение, а улучшение деятельности реформируемых органов. Я не приемлю реформу ради реформы, но в данном конкретном случае, кажется, происходит именно это. На мой взгляд, для улучшения работы районных администраций требуется не сокращение штатов, а увеличение полномочий глав районов. Пусть у них будет больше ответственности и больше возможностей для работы, ведь именно они трудятся «на земле», работают непосредственно с населением.

Сейчас реформа временно приостановлена. Видимо, глава города понял, что преждевременно упразднять районные структуры. Если же реформа управления будет проходить именно в том виде, в каком была заявлена, если пойдут жалобы от горожан, я, как уполномоченный по правам человека, вынужден буду предпринять следующие шаги — вплоть до официального обращения в прокуратуру.

Автор: Инна МАРКИНА.