"Российская газета в Прикамье" № 160.Статья "Четвертый сон Ивана Семенова" С. Алексеевой.

13 августа 2003
Четвертый сон Ивана Семенова

Временный порядок финансирования пермских школ – лучший подарок ко Дню знаний

Образование

Светлана Алексеева

Система образования в Пермской области переходит на подушевой принцип финансирования. Это означает, что деньги каждая школа будет получать в зависимости от количества учащихся.

Вроде бы все справедливо. Если невозможно раздать всем сестрам по серьгам, пусть каждая получит хотя бы по одной серьге. Однако в Перми у педагогов уже есть печальный опыт – эксперимент по оптимизации сети дополнительного образования. Дело вроде правильное, нужное и в области идет без особых эксцессов. А вот в областном центре оно почему-то завершилось громким скандалом и кадровыми перестановками.

По некоторым признакам, не обойдется без проблем и новый виток совершенствования образования. Временный порядок финансирования общеобразовательных школ принят городским комитетом по образованию в мае, поближе к концу учебного процесса и отпускам. Цель была благая: до начала учебного года уточнить позиции и проверить расчеты. Однако осень уже на пороге, а директора школ до сих пор не могут понять, как им дальше работать.

Жизнь учителя, как известно, состоит из трех частей: учебный год, ожидание отпускных и собственно отпуск. Последний как раз и дается для того, чтобы работник народного образования мог на досуге поразмышлять: в какую школу он вернется осенью, что там новенького надумали в больших кабинетах?

Подобные размышления не имеют ничего общего с повышенной тревожностью: временный порядок финансирования в Перми почему-то распространяется только на одно направление школьных финансов – фонд оплаты труда.

Как задумывалась новая схема и чего от нее ждать, рассказывает руководитель городского комитета по образованию Николай Карпушин:

У нас 150 школ, и при сложившейся системе финансирования часть из них просто выпадала в осадок. Где-то на ученика приходилось до 7 тысяч рублей в год, а где-то 1,5 тысячи. Ситуация не управлялась. Деньги шли не на ученика, а под инициативу директора. Один вводил углубленное изучение предметов, другой – компенсирующее обучение. У нас был случай, когда в одной из школ ввели группу продленного дня … на 1400 человек. И все это фонд заработной платы. Школы должны иметь единый норматив на одного ученика, а директорские инициативы осуществляться в определенных рамках. Например, аккредитовалась школа на гимназию – получает финансирование по более высокому нормативу. Есть образовательная политика, направленная на равное право детей на равное образование. Ситуация должна изменяться в лучшую сторону пошагово. Финансирование должно быть продуктивно. Сейчас новый вариант активно прорабатывается, и до конца августа директора школ получат уточненные нормативы. По новым нормативам и будет сверстан бюджет отрасли на 2004 год. До конца текущего финансового года изменений не будет.

Школу, надо сказать, это мало утешает, поскольку финансовый год с учебным никогда не совпадал.

Нам выдали конкретную сумму с учетом числа детей, - рассказывает директор школы № 100 Людмила Усольцева. – Мы посчитали и поняли: фонд оплаты труда сократился сразу на четверть. В последние 5 лет у нас получалось на ученика 5465 рублей. По новым нормативам – 4540. Где я возьму эту тысячу при уже сложившейся в школе специфике? У нас 7 коррекционных классов – почти в каждой параллели. Этот подушевой принцип финансирования их просто задушит. Какое решение я должна принять в этой ситуации? Вопрос для нас острый и принципиальный.

Когда работаешь в школе и видишь перед собой детей коррекционных классов, понимаешь, как им не хватает внимания. Даже с этой точки зрения классы выравнивания необходимы. Так что мы будем вынуждены сокращать людей.

Нам пообещали сохранить финансирование в прежних размерах до конца календарного года. Но новый финансовый год начнется посередине учебного. Поэтому, чтобы не сесть в лужу, мы должны решать этот вопрос сразу, до начала учебного года. Как управленцы мы просто обязаны это сделать до 1 сентября, чтобы люди потом не остались без работы.

Если никаких изменений во временном документе не произойдет, то это будет реальность. Сейчас, чтобы соблюсти юридические формальности, мы предупредили сотрудников о возможном сокращении – поскольку обязаны сделать это за 2 месяца. Нам предстоит сократить 12 педагогов и 12 уборщиц – все это не ставки, а живые люди.

Добавим, что далеко не все школы оказались в столь невыгодном положении. Однако логика процесса понятна. Коль скоро фонд оплаты труда рассчитывается от числа учащихся, а делится потом на работающих, проигрывают те школы, где более профессиональные кадры, где больше учителей с высшей и первой категорией. Словом, тех, кто до сих пор был предметом особой гордости администрации.

Правда, совсем зарезать на корню продвинутые школы комитет по образованию не стремится: денег на углубленного ученика все же будет выделяться побольше, чем на среднестатистического. Тем более, что именно такую позицию занимает департамент образования Пермской области. В официальном ответе на обращение директоров школ Индустриального района Перми разъясняется, что разработка и принятие нормативов финансирования системы образования относится к компетенции органов местного самоуправления. И далее: «По мнению департамента образования, уровень финансирования образовательных учреждений, реализующих и обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного, технического или естественнонаучного профиля, должен быть выше уровня финансирования учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Разъяснение городской администрации на эту же тему выглядит менее оптимистично: «Для финансирования повышенного уровня базового образования согласно пункту 8 письма департамента образования и науки от 5 января 2000 года № 1 в классах углубленного изучения отдельных предметов средних общеобразовательных школ дополнительные средства из местного бюджета могут быть выделены только в пределах утвержденных отрасли «Образование» ассигнований. Подписано: глава г. Перми А.Л. Каменев. С одной стороны, все правильно: ни из какой другой бюджетной строки деньги школам не упадут. С другой – как-то страшновато. Кто знает, в каких пределах будут утверждены эти самые ассигнования? Может и не хватить.

- в мой адрес поступило коллективное обращение директоров школ, которое принято к производству, - комментирует уполномоченный по правам человека в Пермской области Сергей Матвеев. – Несмотря на встречи с руководителями городского образования, я не услышал ответов на целый ряд вопросов. И главный из них – куда денутся все те необщеобразовательные классы, которые на сегодня уже существуют? Нет внятного ответа о судьбе детей, находящихся на индивидуальном обучении. Очень интересный вопрос – почему финансовые преобразования в школе начались с фонда оплаты труда, а не с материально-технической базы, например? Никто не спорит с тем, что ситуацию с финансированием школ нужно выравнивать. Но как при этом учитывается существующая материальная база? Непонятно… Тезис отраслевой политики о равенстве возможностей, конечно, правильный. Но его еще надо воплотить. Складывается впечатление, что у нас отождествляют оптимизацию сети и сокращение. Оптимизация не есть арифметическое действие вычитания, и подходить к этому процессу следует предельно осторожно. Сегодня бывает, что чиновник, порой не в полной мере владеющий ситуацией, решает судьбы целых трудовых коллективов. Занося руку над документом, за которым стоят сотни людей, стоит десять раз подумать, каких результатов ты от этого ждешь. На благо они пойдут или во вред человеку?

Я убежден, что создавшееся положение требует серьезного анализа не только со стороны органов местного самоуправления, в первую очередь главы, но и департамента образования администрации области, и Законодательного собрания. Потому что мы помним неразбериху, которая царила в Перми при реформировании дополнительного образования. Нельзя допустить, чтобы подобное повторилось в системе базового образования.

Интересно, кстати, что теперь в общей очереди за муниципальным пирогом будут стоять и бывшие школы прямого подчинения: с 1 июля все они переданы под крыло районных управлений образования.

Так называемый «восьмой микрорайон» в Перми упразднен из лучших побуждений – во избежание злоупотреблений при наборе в элитные школы и для правильного формирования вертикали управления. И финансироваться они будут в лучшем случае как школы с углубленным изучением отдельных предметов. Между тем при всем вреде неравенства существование подобных школ отражало не только конкуренцию кошельков, но и некую объективную реальность в области духа. Многие из этих школ можно с полным правом назвать авторскими – например, школу № 146, известную ранее как областная физико-математическая. Ее директор Александр Корзняков припоминает, что эксперименты с передачей школ прямого управления под опеку районов уже были - и во всех случаях приводили к снижению уровня образования. Помимо всего прочего, руководители школ не принимали участия в обсуждении грядущих перемен и были просто поставлены перед фактом. Чего ждать в будущем и как обеспечивать уровень образования детям, перед которыми школа заранее взяла повышенные обязательства, непонятно. Даже при сохранении гарантированного минимума заработной платы не исключено, что с частью педагогов придется расстаться. Тем более, что в подобных школах и квалификация высока, и работать привыкли по максимуму. Что ж, если это никому не надо…

Но здесь, во всяком случае, мы имеем дело с педагогами, которые с голоду не умрут, и с детьми, которые в крайнем случае сами пробьются. Гораздо сложнее обстоят дела с теми школьниками, которые обучаются в классах так называемого седьмого вида – коррекционных. Стоит эта самая коррекция в 4 раза больше, чем обычное среднее образование. По мнению городского комитета по образованию, эти деньги просто выброшены на ветер: реально выравнивание осуществляется только в начальной школе, и тех, кто к среднему звену не выровнялся, дальше тянуть бесполезно, и бюджет не в состоянии обеспечивать такую профанацию образования в четырехкратном размере.

- Существует медико-психологическая комиссия, которая должна определить возможности ребенка, - поясняет Николай Карпухин. – Если ребенок больной, он изолируется в спецшколе. Другой вариант – он учится в обычном классе. Вспомните 70-ые годы, когда у нас существовала общая картина. Специальных школ было две: № 7 – английская и № 13 – вспомогательная. Сейчас часть классов углубленные, часть – коррекционные, а середина погасла. Мы растим класс умственно отсталых детей.

Тут с Николаем Яковлевичем можно очень и очень поспорить. Во всяком случае, многие педагоги против изоляции детей с теми или иными особенностями развития в учреждениях резервационного типа. Говорят, в среде среднестатистических сверстников у них есть какие-то шансы… но даже если и нет – кто возьмет на себя этот нравственный груз?

Вспоминается пермский киношлягер всех времен и народов про многотрудную, полную невзгод и опасностей жизнь одного двоечника. В особенности один из кошмаров Ивана – когда его из школы вышибают: «Семенов Уоан! В умственно-отсталую школу вон отсюда!» Похоже, нам предстоит присутствовать при воплощении в жизнь этого фильма ужасов.

Фото.

Реформа финансирования школ стартует с разбегу. Не захлебнется ли?

Форточка.

Занося руку над документом, за которым стоят судьбы сотен людей, стоит десять раз подумать, каких результатов ты от этого ждешь.

Четвертый сон Ивана Семенова

Временный порядок финансирования пермских школ – лучший подарок ко Дню знаний

Образование

Светлана Алексеева

Система образования в Пермской области переходит на подушевой принцип финансирования. Это означает, что деньги каждая школа будет получать в зависимости от количества учащихся.

Вроде бы все справедливо. Если невозможно раздать всем сестрам по серьгам, пусть каждая получит хотя бы по одной серьге. Однако в Перми у педагогов уже есть печальный опыт – эксперимент по оптимизации сети дополнительного образования. Дело вроде правильное, нужное и в области идет без особых эксцессов. А вот в областном центре оно почему-то завершилось громким скандалом и кадровыми перестановками.

По некоторым признакам, не обойдется без проблем и новый виток совершенствования образования. Временный порядок финансирования общеобразовательных школ принят городским комитетом по образованию в мае, поближе к концу учебного процесса и отпускам. Цель была благая: до начала учебного года уточнить позиции и проверить расчеты. Однако осень уже на пороге, а директора школ до сих пор не могут понять, как им дальше работать.

Жизнь учителя, как известно, состоит из трех частей: учебный год, ожидание отпускных и собственно отпуск. Последний как раз и дается для того, чтобы работник народного образования мог на досуге поразмышлять: в какую школу он вернется осенью, что там новенького надумали в больших кабинетах?

Подобные размышления не имеют ничего общего с повышенной тревожностью: временный порядок финансирования в Перми почему-то распространяется только на одно направление школьных финансов – фонд оплаты труда.

Как задумывалась новая схема и чего от нее ждать, рассказывает руководитель городского комитета по образованию Николай Карпушин:

У нас 150 школ, и при сложившейся системе финансирования часть из них просто выпадала в осадок. Где-то на ученика приходилось до 7 тысяч рублей в год, а где-то 1,5 тысячи. Ситуация не управлялась. Деньги шли не на ученика, а под инициативу директора. Один вводил углубленное изучение предметов, другой – компенсирующее обучение. У нас был случай, когда в одной из школ ввели группу продленного дня … на 1400 человек. И все это фонд заработной платы. Школы должны иметь единый норматив на одного ученика, а директорские инициативы осуществляться в определенных рамках. Например, аккредитовалась школа на гимназию – получает финансирование по более высокому нормативу. Есть образовательная политика, направленная на равное право детей на равное образование. Ситуация должна изменяться в лучшую сторону пошагово. Финансирование должно быть продуктивно. Сейчас новый вариант активно прорабатывается, и до конца августа директора школ получат уточненные нормативы. По новым нормативам и будет сверстан бюджет отрасли на 2004 год. До конца текущего финансового года изменений не будет.

Школу, надо сказать, это мало утешает, поскольку финансовый год с учебным никогда не совпадал.

Нам выдали конкретную сумму с учетом числа детей, - рассказывает директор школы № 100 Людмила Усольцева. – Мы посчитали и поняли: фонд оплаты труда сократился сразу на четверть. В последние 5 лет у нас получалось на ученика 5465 рублей. По новым нормативам – 4540. Где я возьму эту тысячу при уже сложившейся в школе специфике? У нас 7 коррекционных классов – почти в каждой параллели. Этот подушевой принцип финансирования их просто задушит. Какое решение я должна принять в этой ситуации? Вопрос для нас острый и принципиальный.

Когда работаешь в школе и видишь перед собой детей коррекционных классов, понимаешь, как им не хватает внимания. Даже с этой точки зрения классы выравнивания необходимы. Так что мы будем вынуждены сокращать людей.

Нам пообещали сохранить финансирование в прежних размерах до конца календарного года. Но новый финансовый год начнется посередине учебного. Поэтому, чтобы не сесть в лужу, мы должны решать этот вопрос сразу, до начала учебного года. Как управленцы мы просто обязаны это сделать до 1 сентября, чтобы люди потом не остались без работы.

Если никаких изменений во временном документе не произойдет, то это будет реальность. Сейчас, чтобы соблюсти юридические формальности, мы предупредили сотрудников о возможном сокращении – поскольку обязаны сделать это за 2 месяца. Нам предстоит сократить 12 педагогов и 12 уборщиц – все это не ставки, а живые люди.

Добавим, что далеко не все школы оказались в столь невыгодном положении. Однако логика процесса понятна. Коль скоро фонд оплаты труда рассчитывается от числа учащихся, а делится потом на работающих, проигрывают те школы, где более профессиональные кадры, где больше учителей с высшей и первой категорией. Словом, тех, кто до сих пор был предметом особой гордости администрации.

Правда, совсем зарезать на корню продвинутые школы комитет по образованию не стремится: денег на углубленного ученика все же будет выделяться побольше, чем на среднестатистического. Тем более, что именно такую позицию занимает департамент образования Пермской области. В официальном ответе на обращение директоров школ Индустриального района Перми разъясняется, что разработка и принятие нормативов финансирования системы образования относится к компетенции органов местного самоуправления. И далее: «По мнению департамента образования, уровень финансирования образовательных учреждений, реализующих и обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного, технического или естественнонаучного профиля, должен быть выше уровня финансирования учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Разъяснение городской администрации на эту же тему выглядит менее оптимистично: «Для финансирования повышенного уровня базового образования согласно пункту 8 письма департамента образования и науки от 5 января 2000 года № 1 в классах углубленного изучения отдельных предметов средних общеобразовательных школ дополнительные средства из местного бюджета могут быть выделены только в пределах утвержденных отрасли «Образование» ассигнований. Подписано: глава г. Перми А.Л. Каменев. С одной стороны, все правильно: ни из какой другой бюджетной строки деньги школам не упадут. С другой – как-то страшновато. Кто знает, в каких пределах будут утверждены эти самые ассигнования? Может и не хватить.

- в мой адрес поступило коллективное обращение директоров школ, которое принято к производству, - комментирует уполномоченный по правам человека в Пермской области Сергей Матвеев. – Несмотря на встречи с руководителями городского образования, я не услышал ответов на целый ряд вопросов. И главный из них – куда денутся все те необщеобразовательные классы, которые на сегодня уже существуют? Нет внятного ответа о судьбе детей, находящихся на индивидуальном обучении. Очень интересный вопрос – почему финансовые преобразования в школе начались с фонда оплаты труда, а не с материально-технической базы, например? Никто не спорит с тем, что ситуацию с финансированием школ нужно выравнивать. Но как при этом учитывается существующая материальная база? Непонятно… Тезис отраслевой политики о равенстве возможностей, конечно, правильный. Но его еще надо воплотить. Складывается впечатление, что у нас отождествляют оптимизацию сети и сокращение. Оптимизация не есть арифметическое действие вычитания, и подходить к этому процессу следует предельно осторожно. Сегодня бывает, что чиновник, порой не в полной мере владеющий ситуацией, решает судьбы целых трудовых коллективов. Занося руку над документом, за которым стоят сотни людей, стоит десять раз подумать, каких результатов ты от этого ждешь. На благо они пойдут или во вред человеку?

Я убежден, что создавшееся положение требует серьезного анализа не только со стороны органов местного самоуправления, в первую очередь главы, но и департамента образования администрации области, и Законодательного собрания. Потому что мы помним неразбериху, которая царила в Перми при реформировании дополнительного образования. Нельзя допустить, чтобы подобное повторилось в системе базового образования.

Интересно, кстати, что теперь в общей очереди за муниципальным пирогом будут стоять и бывшие школы прямого подчинения: с 1 июля все они переданы под крыло районных управлений образования.

Так называемый «восьмой микрорайон» в Перми упразднен из лучших побуждений – во избежание злоупотреблений при наборе в элитные школы и для правильного формирования вертикали управления. И финансироваться они будут в лучшем случае как школы с углубленным изучением отдельных предметов. Между тем при всем вреде неравенства существование подобных школ отражало не только конкуренцию кошельков, но и некую объективную реальность в области духа. Многие из этих школ можно с полным правом назвать авторскими – например, школу № 146, известную ранее как областная физико-математическая. Ее директор Александр Корзняков припоминает, что эксперименты с передачей школ прямого управления под опеку районов уже были - и во всех случаях приводили к снижению уровня образования. Помимо всего прочего, руководители школ не принимали участия в обсуждении грядущих перемен и были просто поставлены перед фактом. Чего ждать в будущем и как обеспечивать уровень образования детям, перед которыми школа заранее взяла повышенные обязательства, непонятно. Даже при сохранении гарантированного минимума заработной платы не исключено, что с частью педагогов придется расстаться. Тем более, что в подобных школах и квалификация высока, и работать привыкли по максимуму. Что ж, если это никому не надо…

Но здесь, во всяком случае, мы имеем дело с педагогами, которые с голоду не умрут, и с детьми, которые в крайнем случае сами пробьются. Гораздо сложнее обстоят дела с теми школьниками, которые обучаются в классах так называемого седьмого вида – коррекционных. Стоит эта самая коррекция в 4 раза больше, чем обычное среднее образование. По мнению городского комитета по образованию, эти деньги просто выброшены на ветер: реально выравнивание осуществляется только в начальной школе, и тех, кто к среднему звену не выровнялся, дальше тянуть бесполезно, и бюджет не в состоянии обеспечивать такую профанацию образования в четырехкратном размере.

- Существует медико-психологическая комиссия, которая должна определить возможности ребенка, - поясняет Николай Карпухин. – Если ребенок больной, он изолируется в спецшколе. Другой вариант – он учится в обычном классе. Вспомните 70-ые годы, когда у нас существовала общая картина. Специальных школ было две: № 7 – английская и № 13 – вспомогательная. Сейчас часть классов углубленные, часть – коррекционные, а середина погасла. Мы растим класс умственно отсталых детей.

Тут с Николаем Яковлевичем можно очень и очень поспорить. Во всяком случае, многие педагоги против изоляции детей с теми или иными особенностями развития в учреждениях резервационного типа. Говорят, в среде среднестатистических сверстников у них есть какие-то шансы… но даже если и нет – кто возьмет на себя этот нравственный груз?

Вспоминается пермский киношлягер всех времен и народов про многотрудную, полную невзгод и опасностей жизнь одного двоечника. В особенности один из кошмаров Ивана – когда его из школы вышибают: «Семенов Уоан! В умственно-отсталую школу вон отсюда!» Похоже, нам предстоит присутствовать при воплощении в жизнь этого фильма ужасов.

Понятно, что с системой общего образования пора что-то делать. Но неплохо бы сначала решить, что именно. И как.