Газета "Пятница" № 13.Статья "Борьба за учеников грозит перерасти в скандал" Т. Хавровой.

08 августа 2003
Пермские педагоги считают, что принцип конкурентности, который пытаются внедрить в сфере образования, в наших условиях обернется обычной «уравниловкой». Директора целого ряда пермских школ говорят, что готовящиеся изменения в системе школьного образования грозят вообще нарушить образовательный процесс и лишить учеников возможности получать нормальное обучение и воспитание.

«Пятница» попыталась разобраться, из-за чего разгорелся сыр-бор.

Сегодня в рамках областного департамента образования и соответствующего комитета пермской мэрии разрабатывается концепция реформирования системы финансирования школьных учреждений. По словам разработчиков, основная цель концепции – заставить школы конкурировать друг с другом за учеников и работать в новых экономических условиях. В частности, в этом году уже 2-3 территории области перейдут на «подушевое» финансирование школ. То есть чем больше учеников привлечет школа, тем больше денег у нее будет. Это должно, по замыслу разработчиков схем, заставить школы повышать свой уровень, чтобы ученики шли именно к ним.

Но первые шаги по введению этого новшества уже вызвали неоднозначную реакцию – прежде всего внутри самой «отрасли». В июне городской комитет по образованию ввел в Перми так называемый временный порядок формирования фонда оплаты труда. Если раньше бюджет школы подсчитывался в зависимости от числа классов-комплектов, учебного плана, психологов, учителей с высшей категорией и «званием», то теперь все иначе. По словам учителей, сегодня на 1 ученика во всех общеобразовательных учреждениях предусмотрено около 1500 рублей, на 1 ученика «статусных» школ – чуть больше 7300 рублей.

Безусловно, отрасль образования в целом и ее финансирование в частности требуют реформирования. Однако есть большая разница между заявленным выравниванием положения школ и «уравниловкой», в которую оно грозит превратиться, говорят педагоги. Пока получается, что от этого подхода теряет большинство школ. Теряют и общеобразовательные школы, которые раньше благодаря углубленной программам, квалификации педагогов и другим факторам получали больше (в некоторых школах финансирование по новым расчетам отличается от прежнего примерно на 1 млн рублей). Теряют и «статусные» учреждения, которые также получали раза в два больше, чем им теперь полагается.

В то же время новый подход к финансированию школьного образования отражается на содержании обучения. Получив на следующий год указанные суммы, директора вынуждены отказываться от педагогов дополнительного образования, соцпедагогов, классов с «углубленкой», коррекционных классов (ККО) и классов обучения на дому. У них просто не хватает денег, чтобы оплачивать труд этих учителей. В способности же родителей оплатить эти услуги они очень сомневаются.

С вопросом о том, что новый порядок формирования фонда зарплаты ведет к нарушению образовательного процесса и прав учеников и родителей, директора одного из районов города обратились к уполномоченному по правам человека в Пермской области Сергею Матвееву. На днях состоялась совместная встреча уполномоченного с директорами и главой городского комитета по образованию Николаем Карпушиным.

Уполномоченный по правам человека в Пермской области Сергей Матвеев:

- Само намерение разобраться с финансированием школ не вызывает вопросов. Не секрет, что в разных учебных заведениях города оно расходится. Этому есть как объективные причины («углубленные» классы, классы коррекции), так и субъективные. Но подход к каждой школе должен быть персонифицированным. Пока я этого не увидел. Думаю, часть претензий директоров вполне обоснованна: до того, как это ввести, их не поставили в известность. Пока я не получил четких объяснений, что будет с «углубленными» классами и ККО. Поэтому мной были затребованы объяснения с главы комитета, направлено повторное письмо на имя главы города.

Кроме того, уполномоченный прокомментировал инициативу по введению дополнительных платных образовательных услуг школах. Речь идет о том, что на встрече главы городского комитета с директорами школ в июне им был представлен примерный «бланка заказа» учащегося на предоставление ему учебных и внеучебных услуг и информационного обслуживания.

Этот «бланк заказа» - весьма любопытный документ.

Так, среди учебных услуг общеразвивающего профиля фигурирует математика (50 часов, 2500 рублей), английский язык (40часов, 2000 рублей). Кроме того, учебные услуги включают экономический и политехнический профили. Внеучебные услуги, которые может оказывать школа за отдельную плату, включают такие разделы, как «творчество» (брейк-данс, компьютерная музыка), «спорт» (горные лыжи, шейпинг), «оздоровление» (лечебное плавание, массаж, ЛФК). Но, по словам педагогов, многое из предложенного школы (особенно углубленки») сегодня дают детям на бесплатной основе. «Мы не понимаем, как можно брать деньги, например, за подготовку к тестированию, если это уже предусмотрено программой, и тесты включены в экзаменационные вопросы», - говорят они.

Сергей Матвеев:

- Ознакомившись со списком дополнительных образовательных услуг, могу сказать, что, на первый взгляд, взимание платы за то, что и так предусмотрено существующими нормами, вызывает большие сомнения. Но в этом нужно детально разобраться.

В этой истории есть интересный нюанс: если разработчики новой концепции образования всячески пропагандируют свое детище, то самые непосредственные участники образовательного процесса – педагоги и директора школ - хоть и выражают по поводу новшеств свое «фи», открыто аргументировать позицию не желают, если не считать той же встречи с Сергеем Матвеевым. Даже на контакт с прессой учителя идут неохотно – только на условиях анонимности, мотивируя это тем, что «боятся последующих проверок и санкций со стороны контролирующих образовательных органов».

Но необходимость разобраться в сути нововведений и «разрулить» в случае необходимости конфликт двух сторон, на которые уже разделилась отрасль образования, видна уже сегодня. Так что очевидно, что к этой теме мы еще вернемся. Особенно интересно будет послушать самих разработчиков программы – городской комитет по образованию.