Газета "Пермские новости".Статья ""Ножницы" между правом и практикой" .

01 августа 2003
Когда закрылись шахты Кизеловского угольного бассейна, без работы остались не только те, кто добывал уголек в забоях. Объединение «Кизелуголь» было сложным градообразующим предприятием, жизнедеятельность которого обеспечивали и вспомогательные службы – транспортные, медицинские, коммунальные и т. п.

С 1997 г. действует федеральная программа, которой предусмотрена выдача безвозмездных жилищных субсидий (сертификатов) для переезда семей шахтеров, потерявших работу в связи с закрытием шахт. Понято, что переселить всех одновременно было бы невозможно, процесс растянулся на год. К началу 2003 г. субсидии получили 1346 семей за счет федерального бюджета и 270 – за счет областного. Нынче запланировано переселить еще 221 семью, из которых 122-м уже выданы субсидии.

Но! Я получил массу обращений (в том числе коллективных), в которых бывшие работники «Кизелугля» жаловались на то, что им отказывают в субсидиях, даже заявления для включения в список нуждающихся подчас не берут, поскольку они трудились во вспомогательных службах. «Как работать - так были нужными людьми, а теперь нас – побоку!» – резонно возмущались они. В чем же дело? В правительственных документах, согласно которым идет выдача субсидий? Я обратился к председателю Правительства РФ Михаилу Касьянову: если про работников вспомогательных служб в действующем Положении «забыли», то давайте вносить в него поправки, восстанавливая справедливость. Получаю из Минэнерго России ответ: нет, мол, никого не забыли, действующее Положение позволяет вести переселение высвобожденных работников и вспомогательных учреждений, поэтому вносить поправки нет нужды.

Как, увы, получается нередко в нашей жизни, документы декларируют одно, а на практике делается другое. В ответе Минэнерго было признано: поскольку денег на переселение высвобожденных работников выделялось мало, они в приоритетном порядке направлялись на субсидии тем, кто трудился на шахтах «Нагорная», им. 40 лет ВЛКСМ и «Шумихинская». На мой взгляд, такой подход принципиально неправилен. Если вы признаете право на субсидии за бывшими работниками вспомогательных служб, то будьте любезны это право обеспечивать на практике, а не делите людей на «основных» и «вспомогательных», лишая последних даже надежды!

В процессе работы с их обращениями мне вместе с работниками областной администрации удалось хотя бы переубедить чиновников городов Кизеловского угольного бассейна, и теперь заявления от «вспомогательных» там берут. Дело – за «малым»: выделением денег. Поскольку этим занимается Правительство РФ, нужно поставить вопрос перед ним, рассчитав и обосновав, какую сумму следует предусмотреть в бюджете страны на 2004 год. Уполномоченный по правам человека такими возможностями не обладает, они есть у администрации и Законодательного Собрания Пермской области. И я надеюсь, что в ближайшее время они «выйдут» с инициативой в Правительство России, поскольку знаю, наши мнения по данной проблеме совпадают. «Ножниц» между продекларированным правом и реальной практикой быть не должно.