"Российская газеа в Прикамье" № 147.Статья "Служить бы рад..." С. Владимировой.

24 июля 2003
Еще до конца года на рассмотрение Законодательного собрания области будет внесена концепция военно-патриотического воспитания молодежи.

Проблем с подготовкой молодых людей к службе в Вооруженных силах в Прикамье хватает. Анализ данных областной призывной комиссии показывает: до 40% призывников оказываются не годными или ограниченно годными по состоянию здоровья. Количество граждан, уклоняющихся от призыва, исчисляется тысячами. Потенциальные солдаты не готовы служить физически и психологически. А элементарные навыки – намотать портянки, подшить воротничок - в лучшем случае начинают осваивать на сборном пункте накануне отправки в войска. Да и откуда этим навыкам взяться? Работники военкоматов давно уже не переступают порога пермских школ…

Между тем очевидно: грамотная, профессиональная подготовка молодежи к выполнению конституционного долга позволяет призывнику снять психологические барьеры, а новобранцу – легко вписаться в непривычный круг лиц и обязанностей, избежать многих проблем, а то и трагедий. В этом случае армия перестанет осознаваться как «потерянные годы», и вспоминаться как страшный сон. Только так армия сможет вернуть себе исконную функцию: научить мужчину защищать Родину и вернуть его домой, «на гражданку» – обязательно живым, здоровым и прошедшим существенный этап становления личности.

Концепция военно-патриотического воспитания, весьма актуальная для Прикамья, разработана совместно департаментом образования администрации Пермской области, Пермским областным советом Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) и аппаратом Уполномоченного по правам человека. Она опирается на федеральную программу «Патриотическое воспитание гражданина Российской Федерации на 2001-2003 годы»и региональную нормативно-правовую базу, в том числе областную целевую программу «Молодежь Прикамья» и Распоряжение губернатора «Об организации обучения граждан основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах». Концепция включает ряд взаимосвязанных направлений: духовно-нравственное, историческое, собственно патриотическое, профессиональное. Особое внимание уделено воспитанию на воинских традициях. А психологический компонент включает среди прочего изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских коллективах, профилактику негативных явлений, снятие психологической напряженности, разрешение стрессовых ситуаций.

Предполагается, что формирование гражданственности и патриотизма будет начинаться в дошкольных учреждениях и продолжаться в школе и профессиональных образовательных учреждениях. В систему военно-патриотического воспитания войдут территориальные органы государственной власти, местного самоуправления, воинские части и военные комиссариаты, военно-исторические, технические и спортивные клубы, общественные объединения, организации ветеранов, молодежные организации, творческие союзы. Соответственно разнообразными будут и средства воспитания: произведения литературы и искусства, музеи и места сражений, аудитории и учебные поля. И, разумеется, специальное оборудование, техника, оружие…

Материальную и организационную базу предстоит обеспечивать системе образования. Департамент образования будет контролировать подготовку по основам военной службы, помогать школам с материально-техническим обеспечением. Военные комиссариаты тоже помогут – и оборудованием, и кадрами. В проекте также учебные сборы в конце последнего года обучения. Их образовательные учреждения и военкоматы планируют проводить совместно. Существенная роль отводится областному комитету по молодежной политике и комитету по физической культуре, спорту и туризму, а также военным и техническим специалистам школ РОСТО.

В ходе «круглых столов» и иных процедур согласования разработчики сформулировали единую позицию: возврата к прежним принципам организации военного дела в школе быть не может. Изучение основ воинской службы будет осуществляться строго на добровольной основе. Загонять в клубы и на факультативы - дело педагогически бессмысленное (и юридически небезопасное). По мысли авторов концепции, допризывника должны привлечь материально-техническая база (грубо говоря - спецтехника и оружие, нетривиальные формы работы, программы и методики, учитывающие потребности молодежи. Идеологическую составляющую предстоит выстраивать точно и ненавязчиво. Так что работы хватит всем.

Однако концепция – это еще не закон. Парламентариям предстоит определить цену вопроса: реализация положений концепции требует принятия комплексной целевой программы с ее последующим финансированием.

- Если концепция будет утверждена, мы столкнемся с необходимостью изменений регионального законодательства, - комментирует инициатор проекта Уполномоченный по правам человека в Пермской области Сергей Матвеев. – В большей степени речь пойдет не об общих законах, а о поправках к действующим актам и программам – в части финансирования. То, что необходимость в областной программе военно-патриотического воспитания назрела, очевидно. Не случайно и департамент образования, и областной совет РОСТО подготовили свои предложения в кратчайшие сроки. Затем специалисты аппарата Уполномоченного свели их в единый документ. Ни у кого из разработчиков претензий по нему нет. А значит, интересы всех сторон учтены. Прогнозировать, как будет развиваться обсуждение в Законодательном Собрании, достаточно сложно. Проекты стратегического плана, направленные на не сиюминутные потребности, у части депутатского корпуса не находят отклика. Но мы постараемся убедить законодателя: нужно понять, каким мы хотим видеть будущее, и уже сейчас закладывать его основы. Иначе мы так и будем заниматься латанием дыр. Это процесс, конечно, интересный. Но обходится он дорого.