Газета "Московский комсомолец в Перми" №30.Статья "Срок - понятие растяжимое" С. Н. Матвеева.

24 июля 2003


В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступают многочисленные жалобы от лиц, отбывающих наказание на территории Пермской области, на отказ должностных лиц учреждений исполняющих наказание в представлении осужденных к условно-досрочному освобождению.

Нужно отметить, что Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 26 ноября 2002 г. № 16-п была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации часть первая статьи 363 УПК РСФСР, так как она исключает обязанность суда рассматривать просьбы самого осужденного о его условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

Вместе с тем, право каждого осужденного за преступление просить о смягчении наказания является непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости, законности (статья 50, часть 3, Конституции Российской Федерации). Данное право, гарантирующее осужденному возможность смягчения его участи вплоть до полного снятия всех ограничений в правах и свободах, которые установлены для него обвинительным приговором, принадлежит каждому осужденному независимо от того, за совершение какого преступления он был осужден, какое наказание ему назначено и каковы условия его исполнения.

Данное право осужденного предполагает обязанность государства урегулировать порядок рассмотрения такой просьбы. Так, согласно статье 79 УК Российской Федерации лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, может быть освобождено условно досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления оно уже отбыло указанную в законе часть назначенного по приговору наказания и не нуждается в полном его отбывании.

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации полномочием представлять осужденного к условно-досрочному освобождению при наличии к тому оснований наделяется администрация учреждения или органа, исполняющего наказание (часть первая статьи 175). Отсутствие в названной норме указания на право самого осужденного обратиться непосредственно в суд с просьбой об условно-досрочном освобождении от наказания не означает, однако, что он этого права лишен.

Реализация конституционного права осужденного просить о смягчении наказания, предполагает обязанность государства обеспечить рассмотрение судом соответствующего обращения осужденного на основе состязательности и равноправия сторон.

Учитывая вышеизложенное Уполномоченный по правам человека считает, что отказ должностных лиц учреждений исполняющих наказание в представлении осужденных к условно-досрочному освобождению является недопустимым. Осужденному, отбывшему указанную в законе часть назначенного наказания, должно быть обеспечено право обратиться именно к суду с соответствующим ходатайством.