Газета "Московский комсомолец в Перми" .Статья "Куда уходят средства с детства?".

02 июля 2003
В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступают многочисленные обращения граждан, обеспокоенных сокращением количества учреждений дополнительного образования детей. Так, в связи с сокращением финансирования детских досуговых центров сокращаются ставки педагогов, закрываются игровые и научные кружки, планируется перевод учащихся на платное обучение, в связи с чем большая часть учеников будет лишена возможности посещать указанные учреждения.

Учитывая общественную значимость данной ситуации, Уполномоченный по правам человека в Пермской области обратился к заместителю губернатора Т. И. Марголиной, заместителю главы Перми Н. И. Миндубаевой, председателю Пермской городской Думы В. А. Сухих, председателю департамента образования Пермской области А. Л. Зимину. В ходатайствах была изложена просьба прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Как следует из ответа Н. И. Миндубаевой: «При минимальном сохранении контингента учащихся в учреждениях дополнительного образования для детей до 01.06.2003 года и выплат по сокращению штатов необходимы дополнительные ассигнования в размере 33,4 миллиона рублей.

Депутаты Пермской городской Думы сообщили, что комиссией по социальной политике горДумы было организовано выездное заседание в учреждениях дополнительного образования детей, и проведены слушания, где основным докладчиком выступала заместитель главы Перми Н. И. Миндубаевой, которая заверила депутатов о том, «что сокращения детей и педагогов в этом учебном году не будет, администрация попытается изыскать недостающие средства размере порядка 30 млн. рублей».

В то же время из отевта, полученного от заместителя губернатора Т.И. Марголиной, следует, что «в начале текущего года в результате действий комитета по образованию и науке г. Перми, в части объявленного сокращения охвата контингента учащихся услугами дополнительного образования до 50% со ссылкой на Закон Пермской области «О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Пермской области», возникла социальная напряженность в педагогических коллективах и среди родителей.

Вместе с тем, для объявленного сокращения охвата контингента отсутствуют обоснованные причины:

- нормативы минимальной бюджетной обеспеченности применяются при формировании областного и местных бюджетов в целях бюджетного регулирования, а не для финансирования расходов учреждений, и не являются нормой по охвату контингента учащихся услугами дополнительного образования;

- бюджет образования г. Перми на 2003 год, исчисленный по нормативам минимальной бюджетной обеспеченности, увеличен на 17,8 % по равнению с расчетным бюджетом 200 года и на 4% по сравнению с уточненным бюджетом 2002 года;

- контингент детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования г. Перми, по состоянию на 01.01.2003 года увеличился на 154 человека при одновременном снижении контингента учащихся в образовательных школах - по демографическим причинам».

На основании изложенного, Уполномоченный по правам человека в Пермской области повторно обратился к Т. И. Марголиной с просьбой направить в адрес Уполномоченного информацию о мерах, предпринятых для снижения возникшей социальной напряженности. Уполномоченному было сообщено, что для разрешения «возникшей по причине непродуманных действий руководства комитета по образованию и науке г. Перми», проведены совещания с участим представителей законодательной и исполнительной власти Пермской области и г. Перми, руководителей образовательных учреждений. На совещаниях были рассмотрены вопросы поэтапного проведения процесса оптимизации учреждений дополнительного образования детей, ответственности учредителей за сохранение доступности обучения в данных учреждениях. «Главным управлением финансов и налоговой политики проведена проверка деятельности учреждений дополнительного образования г. Перми, которая выявила случаи необоснованных увольнений педагогических работников, нарушения в части соответствия педагогической нагрузки учебному плану, расписанию занятий, наполняемости учебных групп. Справка направлена в комитет по образованию и науке г. Перми для дальнейшего использования в работе. Комитету по образованию и науке г. Перми предложено провести работу по разъяснению целей оптимизации сети образовательных учреждений дополнительного образования детей, анализу их деятельности, а также не допускать необоснованного сокращения педагогов и обучающихся. В настоящее время составлен план оптимизации сети данных учреждений на период до 2010 года, разработано финансово-экономическое обоснование по функционированию учреждений». Указанный план был рассмотрен на заседании Пермской городской Думы 22 апреля 2003 года.

Уполномоченный по правам человека

в Пермской области

С. Н. Матвеев.