Газета "Деловое Прикамье" № 23.Статья "Поговорить с "Лукойлом" О. Яковлевой.

01 июля 2003
Поговорить с «Лукойлом» собрались участники круглого стола, проведенного в Перми по инициативе правозащитника Сергея Матвеева.

Подобного в России еще не было. Впервые для совместного обмена мнениями собрались уполномоченные по правам человека из пяти субъектов РФ, представители государственных органов экологического контроля, общественных экологических организаций. Проходил круглый стол на базе «Лукойл-Пермнефти» и «Лукойл-Пермнефтеоргсинтеза». Кроме того, участие в нем принимали «Лукойл-Пермь», «Лукойл-Пермнефтепродукт», «Луйкойл-Бурение-Пермь», «Пернефтегазпереработка». Такое широкое представительство нефтяников не было случайным: ведь тема была обозначена как «экологическая безопасность населения. Взаимодействие общественных и государственных правозащитных институтов и организаций с предприятиями, чья деятельность потенциально опасна для окружающей среды».

Вначале можно было предположить, что весь круглый стол может свестись к обсуждению одного вопроса: кто виноват в проблемах Юго-Камского и д. Павлово? Тема эта давно, и не без помощи общественных организаций, будоражит общественность. Однако Сергей Матвеев не дал увести мероприятие на тропу бесплодных пререканий, сразу заявив, что ни в том, ни в другом случае виноватых нет. Вину может определить только суд, а по данным вопросам судебных постановлений нет. Конечно, в ходе двухдневных дискуссий ее участники много раз касались этих тем, но уже в контексте поиска путей взаимодействия. Взаимодействия, то есть совместных согласованных действий тех, кто причастен к делу защиты окружающей среды - правозащитников, государственных органов экологического контроля, общественных организаций и нефтяной компании «Лукойл». В Пермской области ее представляют 15 предприятий.

Все предприятия, работающие с нефтью, несут в себе потенциальную опасность для экологии. Но одновременно «ЛУКОЙЛ» - это стабильно выплачиваемые налоги, тысячи рабочих мест, дороги и инфраструктура нефтедобывающих районов, финансовая поддержка социальной сферы.

И многие чисто производственные, на первый взгляд, проблемы «Лукойла» на поверку оказываются проблемами области.

Все знают, какую экологическую опасность представляет прорвавшийся трубопровод. Вот и в Юго-Камском все началось с этого, а точнее, с несанкционированной криминальной врезки в продуктопровод, принадлежащий ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт». За год, прошедший со времени аварии, наверное, только ленивый не обвинил нефтяников в том, что они плохо охраняют свои объекты. Но совсем в другом свете предстала ситуация, когда, отвечая на вопрос журналиста, генеральный директор другого нефтяного предприятия ООО «Лукойл-Пернефть» Николай Кобяков привел такие цифры:

- У нас на 4800 работников приходится 450 охранников. Получается, что каждый десятый ничего не производит, а лишь охраняет.

Но у «Пермнефти» 8000 (!) километров нефтепроводов. По ним течет нефть – богатство и основа экономической стабильности Пермской области. Так почему предприятие, ежегодно платящее в бюджет миллиарды налоговых рублей, не вправе рассчитывать на поддержку государственных органов и общества?

Хотя о поддержке общества говорить, наверное, рано, сначала предстоит добиться понимания. Но, как точно отметил руководитель Гражданской палаты Игорь Аверкиев, наши люди слишком долго не доверяли ни государству, ни власти. Тенденцию эту разом не переломать.

Чтобы понимать друг друга, нужно знать друг друга. Именно поэтому так много внимания уделили участники круглого стола информации, способам ее получения и продвижения.

Здесь нефтяники заслужили справедливый упрек: долгое время они были закрыты для прессы и общественности (традиция, тоже доставшаяся с давних времен, когда «нефтянка» относилась к оборонному ведомству). Но, к счастью, времена меняются, и подтверждение этому то, что круглый стол проводился на базе пермских предприятий «Лукойла».

- Двери «Лукойла» открыты, - заметил Сергей Матвеев, - нет необходимости их взламывать. Надо войти и начать поиск конкретных форм сотрудничества.

Впрочем, не обошлось и без замечаний в адрес СМИ со стороны нефтяников. Представители «Лукойл-Пермнефтепродут» рассказали, что когда были заменены очистные сооружения в Юго-Камском и результаты анализов стали приходить в норму, некоторые журналисты откровенно говорили работникам пресс-центра: «Если мы напишем, что все в порядке, нам скажут: это заказанная статья».

Действительно, часто пресса и общественность по давней привычке сваливают ответственность за все экологические беды области на нефтяников. А на самом деле пермские предприятий «Лукойла» уже давно перестали быть главными загрязнителями окружающей среды. Да по другому и быть не может, ведь на всех предприятиях «Ллукойла» действуют программы по обеспечению экологической безопасности. Только «Пермнефть» затратила на природоохранные мероприятия в прошлом году 580 миллионов рублей.

Сегодня первое место по вредным выбросам (две трети от всего объема) занимают предприятия Газпрома, на втором месте – Чусовской металлургический завод. Об этом рассказал Анатолий Бражкин, начальник управления по охране окружающей среды администрации Пермской области. Информация эта вовсе не является секретом, другое дело - насколько она востребована.

И здесь дискуссия вспыхнула с новой силой: а кто вправе требовать у государственных органов информацию, касающуюся экологических проблем. Остроту вопроса подчеркнул случай, произошедший две недели назад в Пермском районе. Группа молодежи, принадлежащая к одной из общественно-экологических организаций, захватила кабинет главного врача СЭС. Как объяснил их руководитель Роман Юшков, к подобным мерам они прибегли потому, что никак не могли получить от СЭС анализы проб воды в Юго-Камском.

Участники круглого стола не стремились (да и не смогли бы) дать ответы на возникающие по ходу дискуссии вопросы. Скорее, они старались их обозначить: кто имеет право представлять интересы населения, находящегося в зоне экологической опасности; что делать, когда расходятся результаты ведомственной, государственной и общественной экспертиз; кто обязан обеспечить экологическую безопасность жителей области.

Постановка вопроса – лишь начало, за ним должен последовать следующий шаг – совместный поиск путей решения проблемы. И шаг этот будет сделан, теперь в этом сомнений нет.

Николай Кобяков, генеральный директор ООО «Лукойл-Пермнефть»:

- Мы открыты для всех. Мы готовы поддерживать открытый диалог со всеми заинтересованными сторонами об осуществляемой деятельности в области охраны окружающей среды.

Нефтяная компания «Лукойл» и наше предприятие, в частности, четко оформили свою идеологию в области экологической безопасности.

Если говорить про наше предприятие, то у нас есть такой документ «Меморандум развития ООО «Лукойл-Пермнефть» XXI века», есть «Экологическая политика ООО «Лукойл-Пермнефть». Эти основные документы, определяющие стратегические направления деятельности нашего предприятия в области охраны окружающей среды, содержат обязательства по предотвращению и снижению воздействия производственной деятельности на окружающую среду.

Нефтяное производство несет в себе потенциальную опасность. ООО «Лукойл-Пермнефть» осознает ответственность перед ее жителями по сохранению благоприятной окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Мы гарантируем, что основные экологические аспекты ООО «Лукойл-Пермнефть» находится под управлением в нашей организации. И подтверждением этого может служить то, что в феврале этого года наше предприятие получило сертификат на соответствие требованиям международных стандартов систем управления экологической безопасностью ISO 14001. Получение международного сертификата – это не разовая проверка. Это означает, что ООО «Лукойл-Пермнефть» - крупнейшее нефтедобывающее предприятие – добровольно обязуется постоянно совершенствоваться, ведь каждые полгода аудиторы будут проверять нас на соответствие международным стандарта.

Предотвращению и снижению воздействия на окружающую среду мы уделяем приоритетное внимание при планировании деятельности. Наша экологическая политика учитывается требования корпоративной политики ОАО «Лукойл» в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Мы рассчитываем на понимание общественностью сложности и масштабности решаемых экологических задач. Мы готовы строить партнерские отношения с общественными организациями. Но эти отношения должны базироваться на взаимоуважении, доверии и легитимности представителей населения.

Виктор Загвоздкин, начальник отдела охраны окружающей среды ОАО «Лукойл»:

- «Лукойл» сегодня, наверное, единственная нефтяная компания в стране, которая свою экологическую политику строит по принципам международных стандартов. Система управления охраной окружающей среды, которая разработана в компании (которая применяется во всех дочерних обществах) сертифицирована на соответствие требованиям международных стандартов систем управления экологической безопасностью ISO 14001.

В «Лукойле» принят ряд основополагающих документов (они опубликованы на сайте компании и в прессе), таких, как Политика в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в XXI веке, где провозглашены цели компании в области обеспечения экологической безопасности, те ориентиры, которые являются для нас обязательными. Основные из них: постоянное совершенствование систем экологического управления, контроль и планомерное снижение уровня техногенного воздействия на окружающую среду, рациональное природопользование, обеспечение готовности предприятий компании к эффективной ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций.

Если брать группу пермских предприятий «Лукойл», то они являются передовыми в этом отношении. Первыми после нефтяной компании «Лукойл-Пермнефть» и «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» получили сертификаты на соответствие требованиям международных стандартов систем управления экологической безопасностью ISO 14001.

Одна из составляющих стратегии нашей компании – долгосрочные и среднесрочные программы по обеспечению экологической безопасности. В этом году заканчивает действие уже вторая программа, сейчас полным ходом идет разработка Программы по обеспечению экологической безопасности на 2004-2008 годы. Она будет действовать на всех предприятиях нашей компании, в том числе и на предприятиях Пермской области.

За последние пять лет на выполнение программ экологической безопасности «Лукойл» потратил около 27 млрд руб. (в ценах 2002 г.). в Пермской области за последние 2 года было освоено 2,6 млрд руб., план этого года - 1,3 млрд (для всех предприятий «Лукойла» Пермской области). Мы не сомневаемся, что все эти планы будут выполнены.

Есть, конечно, у нас и нерешенные проблемы, без этого не обходится ни один природопользователь. Вместе с тем, разумное сочетание экологической и экономической обоснованности дают нефтяной компании возможность достаточно большие деньги вкладывать в природоохранные мероприятия.

Сергей Матвеев, уполномоченный по правам человека в Пермской области:

- Основная цель круглого стола – дать возможность всем сторонам: общественным организациям, государственным органам, уполномоченным по правам человека субъектов РФ, представителям нефтяной компании – собраться за одним столом и в деловой конструктивной атмосфере выяснить свои позиции по тем или иным проблемам, задать друг другу вопросы и получить на них ответы. Вот такая концепция этой встречи. И то, что она состоялась, доказывает, что концепция жизнеспособная, то есть она нужна.

Вторая цель – в последующем представить предложения по совершенствованию механизма взаимодействия экологических мероприятий, которые осуществляют нефтяные компании, и мероприятий, которые осуществляют общественные организации в сфере общественного контроля.

Диалог уже начался. Теперь от сторон будет зависеть, в каком русле он пойдет. Но моя твердая убежденность заключается в том, что если есть проблема, то сторона, которая хочет ее решить, будет предпринимать максимум усилий, максимум терпения, максимум уважения к другой стороне, чтобы этого добиться. (Если, конечно, целью ставится решение проблемы, а не удовлетворение личных амбиций того или иного деятеля). Если так произойдет, после этой встречи, значит – путь избран правильный, путь избран верный.

Я как уполномоченный по правам человека вижу свою задачу в том, чтобы организовать возможность этого диалога и в дальнейшем. Но, повторяю, многое зависит от того, будут ли стороны понимать и уважать друг друга.

Шаг сделан, и поверьте, мне, человеку, который с самого начала занимался подготовкой этого мероприятия, дался он крайне нелегко. Недоверие населения к деятельности нефтяных предприятий, нежелание иногда даже просто выслушать нефтяников привело к тому, что у них родился аналогичный комплекс нежелания десять раз говорить об одном и том же, нежелание убеждать кого-то в своей правоте, не будучи виновным. Вот это было тяжелей всего преодолеть в переговорном процессе.

Мне бы хотелось еще уточнить мою позицию по поводу того, кто может представлять интересы населения. Она базируется на нормах закона, который прямо говорит, то представляют и защищают интересы населения во всех государственных и иных учреждениях органы местного самоуправления. И когда кто-то берет на себя смелость говорить «я представляю интересы населения», я задаю лишь один вопрос: «Вы им избраны?» Если это говорит глава, то я нормально к этому отношусь. Если это говорит человек, который представляет 10-15, да пускай даже 100 человек из 5 000 населения, я, конечно, возмущаюсь, как юрист и как уполномоченный. Потому что например, я не позволяю себе говорить, что я представляю интересы населения Пермской области. Их представляет губернатор, избранный всенародно. Так вот и здесь к таким формулировкам надо относиться крайне осторожно. Можно говорить о том, что «мне интересны права вот этой категории» или «мне интересны права этих отдельных граждан». Но не делать заявлений обобщенного характера, что, с одной стороны, снимает ответственность с человека, который это говорит, а с другой стороны - не придает его словам никакого веса, потому что все понимают, что нет у него таких полномочий.