Газета "Пермский обозреватель" № 22.Статья "Безопасный консенсус" И. Колпакова.

23 июня 2003
Безопасный консенсус





Пермские предприятия НК "ЛУКОЙЛ" создают прецедент: за экологическую безопасность они будут бороться вместе с правозащитниками и общественными организациями.

"Обустраивать" Прикамье в контексте охраны окружающей среды от возможных нежелательных последствий деятельности нефтяных организаций собрались не только сами пермяки. На специализированный круглый стол, помимо пермских предприятий системы "ЛУКОЙЛ" и уполномоченного по правам человека в Пермской области Сергея МАТВЕЕВА, были также приглашены 4 (!) омбудсмена из регионов России (Республика Татарстан, Московская, Свердловская и Волгоградская области). Почти гремучая корпоративно-правозащитная смесь была дополнена ингредиентами в виде представителей самой НК, областной администрации, местных общественных организаций и журналистов.

В течение двух дней все вышеперечисленные погружались в тонкости природоохранного законодательства и оценивали уже имеющийся опыт "ЛУКОЙЛа" по обеспечению экологической безопасности населения.

Тот факт, что этот круглый стол впервые в России проводится именно в Прикамье, стал для местных подразделений нефтяного гиганта (занимающих по многим параметрам лидирующие места в своей отрасли относительно других регионов) объяснимой закономерностью.

Ищем посредника

В ходе самого круглого стола выяснилось, что и без посреднической и стимулирующей помощи омбудсменов нефтяные организации области довольно неплохо сотрудничают с администрацией области и ее подразделениями в охране окружающей среды. Впрочем, несмотря на зависимость Прикамья от предприятий отрасли, пока существуют и вопросы в этом отношении не вполне решенные.

ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефть" представило на суд слушателей свою новую программу обеспечения радиационной безопасности на Осинском месторождении (2003–2007). Как известно, в конце 60-х годов прошлого века, согласно Государственной программе СССР "Ядерные взрывы для народного хозяйства", на Осинском месторождении активно проводились испытания. Смысл их сводился к тому, чтобы разрушить перемычки между нефтеносной и водоносной зонами, чтобы вытеснить "черное золото" с помощью подземных вод к добывающим скважинам. Вопреки проектным расчетам, в окрестностях взрывов появились очаги радиоактивного загрязнения и недр, и земной поверхности. С 1996 по 2001 г. по инициативе "Пермнефти" реализовалась Программа обеспечения радиационной безопасности (за счет налоговых льгот и собственных средств), в результате которой удалось добиться стабилизации радиационной обстановки, хотя первичный источник загрязнения никуда не устранен. В итоге предприятие разработало новую программу, финансирование которой пока остается вопросом нерешенным.

От кого зависит?

В очередной раз была затронута тема экологического ЧП в поселке Юго-Камский, произошедшего в результате "несанкционированной врезки" в нефтепродуктопровод "Пермь-Андреевка".

Доклад технического директора ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" Андрея Окулова о работах, проделанных в акватории пострадавшего Северинского пруда, прозвучал довольно традиционно. Любопытно другое… На круглом столе был найден новый ракурс старой темы – скажем так, риторически-правовой. Известно, что врезки в трубопроводы случаются часто, а вопрос о том, должны ли правоохранительные органы помогать владельцам частных трубопроводов в предотвращении злокозненной порчи их стратегически значимого и априори опасного имущества, так и остается без ответа. Причем, как показывает практика, силовики не особенно торопятся навстречу представителям бизнеса, предлагая свой максимум – меры по поиску (в идеале – поимке) злоумышленников, уже совершивших преступление.

Эту ситуацию охотно прокомментировал и областной уполномоченный по правам человека в Пермской области. Впрочем, и он не сказал ничего нового.

Сергей Матвеев:

– Да, на сегодняшний день позиция правоохранительных органов такова: трубопроводы – частная собственность, поэтому и охранять их должны сами предприятия. В связи с этим расследование и активные действия проводятся только после обнаружения врезки к трубе. Мне не вполне нравится эта позиция, ведь объекты – стратегические, и они опасны для населения.

Коллег поддержал генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефть" Николай КОБЯКОВ:

– Сегодня у нас 10-я часть работников вынуждена заниматься охраной. При этом государственная структура, существующая в том числе и на наши налоги, говорит, что охрана порядка – не ее дело. А ведь у нас есть соглашения с ГУВД, мы им помогаем и техникой, и бензином. А в ответ – никакой реакции. Пока мы не наведем строгий порядок в предотвращении правонарушений, у нас так и будут воровать. В одиночку нам с этим очень непросто справляться. Представляете, сколько надо содержать охранников, чтобы следить за 8 тысячами километров трубопровода?

По словам Николая Кобякова, частота порывов трубопроводов сократилась за последние 3 года в 2 раза, что совсем не плохо. Но это – лишь результат действий корпорации. Между тем, экологическая безопасность – проблема общая.

В целом, "ЛУКОЙЛ" – первая в России компания, разработавшая и внедрившая систему управления охраной окружающей среды, сертифицированную по международным стандартам. Кстати, в Прикамье подобный экологический аудит прошли два нефтяных предприятия – "ЛУКОЙЛ-Пермнефть" и "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез". Остальные, как заверил на специальной пресс-конференции начальник отдела окружающей среды ОАО "ЛУКОЙЛ" Виктор ЗАГВОЗДКИН, работают так же в соответствии со стандартами. Согласно экологической программе НК, они также пройдут процедуру международного аудита до 2007 года. Наличие сертифицированной системы управления, помимо очевидной пользы для жителей территорий, на которых ведется добыча и переработка нефти, также является и необходимым условием для привлечения иностранных кредитных ресурсов.

Прикамский опыт общего поиска решений проблем экологической безопасности, между тем, может считаться успешным. Виктор Загвоздкин отметил, что головная компания будет советовать менеджерам региональных предприятий проводить такие же круглые столы с представителями общественности.

По итогам работы круглого стола приняты рекомендации по улучшению совместной работы хозяйствующих субъектов с государственными и общественными организациями в решении вопросов экологической безопасности населения.