Газета "Новый компаньон" № 20.Статья "Эклектика социального развития" А. Солодуха.

17 июня 2003
В областном Законодательном собрании состоялось обсуждение социального блока Стратегии социально–экономического развития Пермской области, принятой депутатами в первом чтении. На «круглый стол», организованный председателем комитета по социальной политике Борисом Светлаковым, собрались представители общественности: ученые, правозащитники, сотрудники некоммерческих организаций, образовательных и медицинских учреждений.

Участники дискуссии сошлись только в одном мнении: подобного рода инициатива полезна. В остальном — от методологической основы стратегии до приоритетов будущей политики — мнения разошлись.

В основу социального блока Стратегии заложен принцип «социального государства» — понятия широко распространенного, но не имеющего внятного публичного обозначения. Традиционно «социальное государство» воспринимается и властью, и населением страны как своего рода патернализм собственно государства в отношении граждан. Однако практика показала, что Россия — в рамках своего бюджета — патернализм себе позволить не может.

Вице–губернатор Татьяна Марголина предложила рассматривать «социальное государство» сквозь призму такого модного нынче понятия, как «распределенная социальная ответственность», в которой участвуют граждане, бизнес и власть. На этой основе и разрабатываются основные направления дальнейшего развития социальной сферы. Критерием эффективности управления социальной сферой станет обеспечение процесса развития с сохранением стабильности в обществе. Это стандартная схема скандинавской модели социального развития. Эта модель, между тем, вполне жизнеспособна даже в чистом виде. Пермская же Стратегия являет собой причудливое переплетение основ идеологии welfare state, индивидуализма Маргарет Тэтчер и «общества участия» Тони Блэра. Документу явно не хватает цельности — того, о чем любит говорить пермский губернатор Юрий Трутнев. Социальной же сфере, как и «круглому столу», явно не хватало экономистов и финансовых менеджеров.

Очевидно, что каждая отрасль, в том числе и в социальной сфере, в Пермской области, да и в России в целом, находится в разных исходных условиях. При этом государство так и не определилось с тем, сколько средств оно могло бы тратить на социальную сферу. Государство должно заботиться о своих гражданах ровно в тех рамках, на которые есть деньги. Власть Пермской области представила некую «декларацию о намерениях». Стратегия, наверное, должна быть именно такого формата.

Тем не менее, у участников «круглого стола» сложилось впечатление, что не все в Стратегии реально. Опуская рассуждения о задумках, следует отметить, что большая часть критики касалась позиций, принятых ее авторами за основу. Так, например, Стратегия ориентируется на стихийно возникший элемент современности — самостоятельного человека. Однако исследования, приведенные в пример заведующим кафедрой культурологии Технического университета Олегом Лейбовичем, отнюдь не подтверждают тот факт, что подавляющая часть населения Пермской области готова решать социальные проблемы индивидуально. Так, более чем половине пермяков объективно требуется социальная помощь. «Социальная сфера — инфраструктура обращения капитала. Ни один человек не может ее обеспечить, везде в мире этим занимается государство»,– утверждает Лейбович.

Председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев назвал Стратегию «провинциальным документом с несовременной риторикой» и «вялой стратегией вялой власти». По мнению правозащитника, целью преобразования в социальной сфере могло бы стать стремление к европейскому уровню заработной платы, что, по мнению Аверкиева, снимет целый ряд проблем.

Уполномоченный по правам человека Сергей Матвеев, в свою очередь, призвал быть последовательными и не ставить недостижимых целей. Вполне логично звучало предложение омбудсмена создавать условия для неукоснительного исполнения конституционных прав и свобод граждан.

Социолог Технического университета Елена Шайдурова не согласилась с уполномоченным по правам человека: «Социальной сфере нужно не развитие, а прорыв». Такой прорыв, например, возможен, если предметом социальной политики станет менеджмент предприятий (в продолжении темы о зарплате).

В общем, как и следовало ожидать, проекту Стратегии социально–экономического развития Пермской области досталось критики. Как призналась вице–губернатор Татьяна Марголина, обладминистрация уже готовит новый вариант Стратегии. Пермская власть снискала уважение попыткой сформулировать свои приоритеты в социальной сфере — сфере, требующей, может быть, и прорыва, но пока вынужденной просто выжить.

По планам законодателей срок подачи поправок к Стратегии будет увеличен. Оформленные предложения участников «круглого стола» будут рассмотрены и частью учтены рабочей группой, которая будет готовить документ ко второму чтению.

Анна СОЛОДУХА