Газета "Вечерння Пермь" № 17.Статья "В России есть на что посмотреть" С. Владимировой.

15 мая 2003
В России есть на что посмотреть.

В особенности по части нарушения прав и свобод граждан

Завершается выдвижение кандидатур на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Срок полномочий Олега Миронова, который занимал этот пост, истек 22 апреля. Кто станет главным защитником наших прав на следующие 5 лет? Уполномоченный по правам человека в Пермской области Сергей Матвеев считает, что, возможно, мы узнаем это еще не скоро.

- Сергей Николаевич, каков вообще масштаб такой фигуры, как Уполномоченный России? Население в регионах – в том же Прикамье – практически ничего не знает ни о личности, ни о деятельности Олега Миронова. Может быть, при наличии в территории сильного, активно действующего омбудсмана вопрос об Уполномоченном федерального уровня вообще неактуален? Тем более, что вертикали подчиненности власти в сфере защиты прав граждан как будто не требуется…

- Уполномоченный России нужен прежде всего как координатор, генератор и гарант деятельности поддержка для региональных Уполномоченных, как гарант нашей деятельности. Он необходим как лицо, наделенное законодательной инициативой федерального уровня. Пока у него такого права нет, и тот, кто придет на этот пост, в первую очередь, на мой взгляд, должен заняться получением этого права. Сегодня, если мы видим, что какой-то федеральный закон нарушает конституционную норму, мы начинаем писать депутатам Госдумы, ее председателю и так далее. Если Уполномоченный России будет обладать правом законодательной инициативы, цепочка посредников станет короче, а принятие законопроектов – гораздо реальнее.

Независимо от того, «сильный» или «слабый» Уполномоченный в регионе, ангажированный или нет, необходима общая законодательная основа деятельности всех Уполномоченных субъектов, принципы их взаимоотношений с федеральными органами, расположенными на территории субъектов федерации, с институтами судебной власти и прокурорского надзора. Да, в нашей области эти проблемы решаются. Но тут действует специфический пермский аспект – деловой настрой, конструктивные отношения, к которым быстро привыкают даже люди, новые в Прикамье. Уполномоченный в Пермской области имеет соглашение о взаимодействии с прокуратурой (единственное среди регион России), с ГУИН – об общественном контроле в местах лишения свободы ,тоже единственное в своем роде. Правда, с тех пор, как такой контроль стал возможен, желающих его осуществлять почему-то поубавилось. Но возможность такая есть. Заключено и реализуется соглашение с Пермской городской Думой, с областным комитетом социальной защиты населения, Облизбирком, ГФИ.

Конечно, хорошо, что все это у нас есть. Но это должно быть не исключением на фоне других регионов, а правилом. А для этого нужна законодательная база. Этим и должен заниматься Уполномоченный Российской Федерации. Внутри института Уполномоченных тоже должны действовать нормальные механизмы взаимодействия. Сегодня получается так: гражданин обращается в Москву со своей бедой, а сотрудники аппарата Уполномоченного РФ спускают нам его жалобу «для принятия мер». Создается определенная напряженность: ведь мы сами боремся за то, чтобы людей не гоняли по инстанциям, чтобы каждый получал ясный и квалифицированный ответ именно от того чиновника, к которому он обратился. Насколько тогда мы искренни? Кроме того, не совсем понятна сложившаяся практика обмена резолюциями. Нужно содержательное взаимодействие, чтобы Уполномоченные на местах не варились в собственном соку. Мы разработали регламент деятельности Координационного совета Уполномоченных России – в том числе и я как член правления. Пути решения накопившихся проблем в нем отражены. Надеюсь, что в ближайшее время документ будет принят, хотя многое, конечно, зависит от того, кто придет на должность Уполномоченного РФ. Срок выдвижения кандидатур заканчивается 22 мая, затем их будут обсуждать в комиссиях и фракциях Госдумы.

- Какие кандидатуры уже выдвинуты?

- Их три: Павел Крашенинников, Владимир Жириновский и Олег Миронов. Люди достаточно известные, в пользу Павла Крашенникова можно сказать уже то, что он был Министром Юстиции РФ.

- Не кажется ли вам, что избрание Владимира Вольфовича на пост главного уполномоченного по правам человека станет катастрофой для института в целом?

- Мы уже имели немало случаев убедиться в том, что он человек очень гибкий. Проблема тут в другом. С учетом предстоящих выборов в Госдуму должность Уполномоченного легко может стать ставкой в предвыборной политической игре. Этого бы не хотелось: во-первых, тогда вступления в должность нового Уполномоченного придется ждать очень долго, а во-вторых, учитывая наши условия, Уполномоченный по правам человека в России все-таки должен быть аполитичен. Это мое твердое убеждение.

- Как оценивают региональные Уполномоченные кандидатуру Олега Миронова?

- Поддержали ее далеко не все. Его деятельность была преимущественно направлена за пределы страны, что создавало для нас серьезные сложности. Возьмем проблему соблюдения прав лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Так сложилось, что на территории Пермской области подобных учреждений очень много, и я рассчитывал на более акцентированную поддержку со стороны Уполномоченного РФ в этом вопросе. Беда-то ведь эта общая, а не только пермская. Хотя на уровне области – да, это наболевшая региональная проблема. Впрочем, в целом Прикамье находится еще не в худшем положении. Есть регионы, где институт Уполномоченного не введен до сих пор. Они действуют только в 22 регионах. Считаю, что это серьезное упущение.

- В соответствии с международными хартиями, права у человека одинаковые – что в Гааге, что в Ныробе. Но положение с их реализацией, наверное, разное. Так что деятельность Уполномоченного за пределами страны, очевидно, должна строиться с учетом особенностей государства, которое он представляет?

- Интеграция в европейское и мировое пространство жизненно необходима. Но не за счет презентации имеющихся достижений. Интеграция должна давать импульс извне, который помогал бы строить стратегию в сфере обеспечения прав и свобод граждан в России. Комиссар Совета Европы должен бывать у нас, в регионах, и знать, что в России существуют не только Москва и Чечня. Взаимодействие с европейскими институтами важно для нас тогда, когда является конструктивным.

По большому счету, нас не очень волнует нарушение права цыган на высшее образование во Франции. Для Уполномоченных в России реально стоит вопрос не о соответствии хартиям в полном объеме праведливости тех или иных законов, а об их исполнении. Проблема в том, что мы стремимся шагнуть через три ступени: не добившись исполнения уже принятых законов, говорим о том, что нам нужны еще более прогрессивные. Это при том, что основной причиной неисполнения конституционных норм в России является банальное недофинансирование. Вывод: нужно больше зарабатывать и обеспечивать уже действующие нормы, а потом можно и дальше двигаться. С чем приходят к Уполномоченному пенсионеры? Не исполняется такой-то закон, здесь есть льгота, а там нет. Если бы мы могли на государственном уровне обеспечивать людям право на достойную старость, и поводы для жалоб бы отпали, и льготы были бы не нужны… Об этом, кстати, говорят и сами пенсионеры: нужна нормальная пенсия, а не подачки от государства. Или возьмем право граждан на труд. Законодательство в сфере трудоустройства у нас исполняется. Но почему-то при огромном количестве вакансий безработных меньше не становится. Люди не хотят низкооплачиваемую или неквалифицированную работу, которую им предлагают. А у кого-то и собственной квалификации не хватает. Кто должен этим заниматься? Правильно, здесь должны действовать отлаженные и финансово обеспеченнные государственные механизмы.

- Несоблюдение прав граждан из-за недостаточного финансирования принимаемых законов – это специфическая проблема России?

- Да, причем у нее есть один интересный нюанс. Когда принимают тот или иной закон социальной направленности, по этому поводу поднимают большой шум. Когда же действие подобных законов приостанавливается, делается это по-тихому, кулуарно. А отдуваются за все органы госвласти и местного самоуправления на территории субъектов федерации. Они вынуждены объяснять людям, куда делось то, что им обещали. Вы знаете, что одновременно с федеральным бюджетом на текущий год был принят федеральный закон, которым приостановлена реализация целого ряда льгот? Не так давно я обратился к Геннадию Селезневу с просьбой инициировать отмену этого закона.

Законы, которые не могут быть финансово обеспечены, вообще не должны приниматься. А если они приняты – значит, их нужно исполнять. Именно в этом я вижу особую роль Уполномоченного по правам человека в России. Он должен более внимательно смотреть внутрь России: сколько у нас накопилось всего - продекларированного, но не исполненного! Кто, как не Уполномоченный, должен довести это до Президента, депутатского корпуса, сенаторов и так далее? Нужно формировать общественное мнение, единую позицию в этом вопросе депутатского корпуса, госорганов, восстанавливать понятие гражданской ответственности, которое мы все больше утрачиваем. Если Президент, Правительство или Госдума говорят: «Будет так!» - так и должно быть.