"Российская газета в Прикамье" № 78.Статья "Мигранты ... на родину" С. Владимировой.

23 апреля 2003
«Мы с мужем русские, родились в России, но сейчас являемся гражданами Украины. В декабре прошлого года приехали в Пермь к дочери: я страдаю заболеванием позвоночника и нуждаюсь в уходе. В январе подали в районный ОВИР документы на временную прописку, уплатили пошлину. В паспортном отделе нам отказали в прописке на более длительный срок, мотивируя отказ тем, что за три месяца оформить вид на жительство мы не успеем. Нам сказали, что документы на оформление вида на жительство пока не принимают, так как нет разъясняющего приказа из Москвы. Три месяца закончились, срок временной прописки истек, а документы на вид на жительство так и не принимают. Теперь нас обязывают снова прописаться на три месяца, вновь уплатить пошлину в 700 рублей. И более того, нам не дают прописку до тех пор, пока наша дочь не уплатит за коммунальные услуги за 6 месяцев вперед».

Под этим письмом в редакцию «РГ-Прикамье» могли бы подписаться очень многие: документы для оформления вида на жительство паспортно-визовая служба ГУВД Пермской области не принимает с ноября прошлого года.

С 2003 г. введены в действие федеральные законы «О гражданстве РФ» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ», - поясняет заместитель начальника управления паспортно-визовой службы Сергей Терехин. – В соответствии с действующим законодательством, пребывание на территории РФ граждан, въезжающих в безвизовом порядке, ограничено сроком в 90 дней. На границе такой иностранец получает миграционную карту. По прибытии на место он в течение трех дней обязан зарегистрироваться, получив в карте соответствующую отметку. В Пермской области те, кто прибыл без миграционной карты, могут получить ее при регистрации. Следующий этап - получение разрешения на временное проживание, которое выдается на три года. Прожив года по такому разрешению, гражданин вправе получить вид на жительство.

Сегодня именно на этих этапах возникают проблемы. Так, Правительством пока не утвержден перечень инфекционных заболеваний, которые являются основанием для отказа в разрешении на временное проживание и выдаче вида на жительство. Не приняты необходимые инструкции МВД и другие ведомственные нормативные акты. Нет штампов, не определен вид анкет, не напечатаны бланки вида на жительство. В результате паспортно-визовая служба бездействует с ноября – обрабатываются только те документы, которые поданы мигрантами до этого времени.

Особенно остро стоит проблема с пенсионерами. Не имея статуса постоянного проживания, люди не имеют и пенсионного обеспечения, лишены медицинского обслуживания. Пошлина за предоставление вида на жительство тем временем подросла с 20 рублей до тысячи. К сожалению, помочь им пока невозможно.

За 2002-й и начало нынешнего года в аппарате уполномоченного по правам человека в Пермской области зарегистрировано 55 обращений мигрантов и вынужденных переселенцев. Из них 50 обжаловали отказ в предоставлении российского гражданства и 5 – отказ в получении вида на жительство. Было немало устных обращений, которые не попали в общую статистику. Граждане нуждаются в разъяснении порядка получения гражданства, оспаривают законность действий паспортно-визовой службы. Однако, процессуальных нарушений со стороны сотрудников паспортно-визовой и миграционной служб нет. Формально ГУВД действует по закону.

Особый круг проблем связан с лицами, которые приехали на жительство в Россию в 1992-1993 гг. 6 февраля 1992 г. разделило россиян на граждан России и иностранцев. Именно эта дата была принята правительством РФ за точку отсчета: те, кто в этот день находился на территории РФ, стали ее гражданами автоматически. Остальным предстояло пройти процедуру получения гражданства родной страны - даже в том случае, если они в этот момент проходили воинскую службу за рубежом. Для тех, кто уехал из страны до 6 февраля 11992 г. и вернулся после этой даты, был установлен упрощенный порядок получения гражданства, который действовал в течение 10 лет. Специально по этой категории мигрантов постановление Правительства о порядке их регистрации. 8 мая 2002 г. это постановление отменено и упрощенная регистрация граждан бывшего СССР прекращена.

На сегодня в Прикамье легально проживают около 80 000 иностранных граждан, из них 75-80% - из ближнего зарубежья. С 1992 г. до момента принятия нового законодательства в 2002 г. в Пермской области получили российское гражданство 26 000 человек, из них -5 000 – те, кто выехал из РФ до 6 февраля 2002 г. и вернулся после этой даты. По оценке специалистов, еще около 2 тысяч граждан этой категории не могут оформить гражданство РФ.

Дело в том, что в 1992 г. никаких разъяснений о необходимости и порядке получения российского гражданства люди не получали. Понятно, что и мигрантами они себя не считали. В результате многие, особенно те, то живет в глубинке, пропустили сроки оформления гражданства по упрощенной схеме. Прописка в 1993 г. Указом Президента РФ была отменена, люди спокойно жили, работали, у многих родились дети. И вдруг выяснилось, что они должны получить гражданство - либо полежат выселению. Они предъявляют свидетельства о браке, о рождении детей, трудовую книжку - но этих оснований для предоставления гражданства законодатель не предусмотрел.

Федеральный закон уравнивает в правах всех иностранцев, въезжающих в Россию, - и из ближнего зарубежья, из дальнего. Граждане СССР или СНГ отдельной строй не фигурируют. Ничего не говорится и о тех, кто прибыл в Россию из республик бывшего Союза в начале 90-х годов. Всем предстоит пройти процедуру получения вида на жительство, который пока не оформляют. Однако всерьез рассчитывать, что те, кому отказано в виде на жительство, вернутся в Казахстан или в Украину, не приходится. В большинстве случаев речь идет о воссоединении семей, переезде престарелых граждан к родственникам в Россию. Это социально незащищенные граждане, которым просто не на что и некуда уезжать из России.

Практика применения нового законодательства о миграции и гражданстве остро нуждается в законодательном осмыслении, считает уполномоченный по правам человека в Пермской области Сергей Матвеев.

Сложившаяся ситуация не может не вызывать беспокойства. Большинство проблем возникает из-за того, что режим получения вида на жительство и гражданства для жителей бывшего СССР и СНГ то же, что и для австралийца. Перечеркнута длительная история проживания в едином государстве. Фактически это касается почти любой российской семьи: у кого-то больная тетка в Казахстане, у кого-то - бабушка в Украине. Она, может ,40 лет в России налоги платила. Теперь ей нужен уход. Что ей даст трехмесячное временное проживание за 700 рублей? Вернувшись на родину, они потеряла все права, в том числе на пенсионное обеспечение и медицинскую помощь. Да, право на приобретение российского гражданства у нее есть, но форма его чрезмерно бюрократизирована. Считаю, что по крайней мере, в вопросах восстановления семей и приезда родственников, которые ранее имели гражданство в СССР, должен быть установлен отдельный режим. Установленная законодательством процедура получения гражданства максимально приближена к европейским стандартам. Однако ей не хватает понимания исторических особенностей нашей страны, в первую очередь процессов, связанных с преобразованием СССР в СНГ. Такого опыта не имеет больше ни одна страна, и поэтому распространять на наши сегодняшние реалии европейский подход нужно более взвешенно. Вряд ли разумно применять одни и те же принципы к гражданину, допусти, Афганистана, въезжающему в Россию, и к жителю приграничного Могилева, который десятилетиями не задумывался о том, чей он гражданин.

Проблемы, возникающие в практике применения законодательства о миграции и гражданстве, стали предметом разговора на Координационном совете уполномоченных по правам человека, который не так давно проходил в Калининграде. В его работе приняли участие Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль Ролес, хельсинская группа, омбудсманы Польши, Литвы, Нидерландов, сотрудники аппарата Президента РФ, МВД. Было принято обращение в адрес Президента РФ, в МВД РФ и другие федеральные ведомства, государственную Думу. В нем указано, что несовершенство принятых нормативных актов оказывает негативное влияние на восстановление и соблюдение прав как беженцев и вынужденных переселенцев, так и тех, кто желает получить российское гражданство либо вид на жительство в РФ. В соответствующих ведомствах отсутствует единое понимание порядка применения законов, недавно вступивших в силу.

Участники встречи поддержали инициативу уполномоченного по правам человека в РФ Олега Миронова, который внес в Госдуму свои предложения по изменению Федерального законодательства о гражданстве. В качестве дополнительного основания для приобретения гражданства его проект предусматривает признание российскими гражданами лиц без гражданства, имевших гражданство СССР и прошедших военную службу по призыву в Вооруженных силах РФ. Подобные случаи, кстати, есть у нас в Пермской области: люди служили в армии, отдали долг родине, но по формальным причинам получить гражданство до сих пор не могут.