Газета "Новый компаньон".Статья "Правозащитники "очернили" "Уралсвязьинформ" С. Гаврина.

15 апреля 2003
На прошлой неделе АО «Уралсвязьинформ» было включено пермскими правозащитниками в «черный список». Пермская гражданская палата и Пермский региональный правозащитный центр сделали это после того как им стало ясно, что генеральный директор УСИ Владимир Рыбакин отказался пойти с ними на диалог на их (правозащитников) условиях в срок до 18 часов 7 апреля.

Телекоммуникации — отрасль производства наиболее высокотехнологичного продукта массового потребления. Соответственно, когда потребитель сталкивается с низким качеством обслуживания и нарушениями своих прав в этой сфере, он наиболее беспомощен. Пугает не только сложность механизма отстаивания своих интересов, но и необходимость адекватного осмысления столь наукоемкой проблемы. В условиях становления рыночных отношений психологические проблемы накладываются на массовую правовую безграмотность.

А если еще вспомнить очевидную в свое время заинтересованность властей Пермской области — как объективного, так и субъективного характера — в развитии этого сектора рынка и его контролируемости, то понятно, что монополизация регионального рынка со стороны АО «Уралсвязьинформ» не имела практически никаких препятствий. Более того — на определенном этапе она была даже целесообразна.

Неизбежным было и то, что по мере развития экономики господство на рынке одного предприятия перестало соответствовать интересам и власти, и предприятий, и населения. По понятным причинам только власть могла дать толчок решению общей проблемы. Она это и сделала, посодействовав приходу в Пермскую область альтернативных операторов сотовой связи. В данном случае мы говорим только об одном последствии такого шага — появилась достойная материальная и, главное, профессиональная основа для борьбы за развитие рынка в большем соответствии с интересами потребителей.

Почему-то прямо–таки фронтальное наступление на «Уралсвязьинформ» началось именно сейчас, а не, например, 2–3 года назад, когда проблема была не менее очевидна. Началось по прошествии такого количества времени, которого было достаточно для формирования эффективного альянса. В результате, последние действия правозащитников активно комментируются и поддерживаются президентом группы предприятий «ЭР» Андреем Семериковым, который также входит в руководство общественного объединения по поддержке малого и среднего бизнеса «ОПОРА России».

Вопрос: кому в этой истории что важнее — поиск святых и грешников или эффективное решение проблем? И есть ли в Пермской области другие структуры подобного уровня профессионализма и опыта, кроме Пермского регионального правозащитного центра и Пермской гражданской палаты? К примеру, Владимир Рыбакин высказал пожелание сотрудничать в этом вопросе с уполномоченным по правам человека в Пермской области Сергеем Матвеевым.

Противостояние УСИ и правозащитных организаций является одним из основных этапов формирования в Пермской области не просто цивилизованного рынка, но и гражданского общества в целом. И замена правозащитников в этом диалоге на чиновников может сделать процесс более закрытым и, соответственно, менее продуктивным и общественно значимым. При этом участие уполномоченного по правам человека в Пермской области в качестве третьей равноправной стороны (не посредника!) наверняка сделает решение проблемы наиболее эффективным.

Ряд претензий, предъявленных правозащитниками в адрес связистов, явно не по адресу. Например, качество связи зависит, в том числе, от состояния сетей, проходящих по коммуникациям, за состояние которых отвечает вовсе не «Уралсвязьинформ». В свою очередь, ряд претензий переадресуется связистами также не совсем обоснованно. В частности, если государство не оплачивает «Уралсвязьинформу» предоставление льгот ветеранам, то УСИ должен судиться с государством, но не лишать людей помощи в нарушение законодательства.

Основная же проблема, по мнению специалистов, заключается в том, что многие правила имеют двоякое прочтение. Яркий пример — принуждение к безвозмездной передаче в собственность «Уралсвязьинформа» сетей, построенных потребителем за свой счет.

Такие правила могут существовать только на основе несовершенной законодательной базы.

Опыт некоторых регионов показывает, что там связисты, занимающие доминирующее положение, меньше злоупотребляют неоднозначными позициями в законодательстве. Например — в части тарифов за разговоры или платы за установку и подключение телефона к сети. Такие компании, очевидно, в большей степени заинтересованы корректировать свою политику в соответствии с актуализацией той или иной проблемы, учитывать тенденции изменений нормативной базы. А может — просто более зависимы от региональной политической власти.

«Уралсвязьинформ», кажется, никогда и не пытался не только возглавить неизбежный процесс демонополизации, но хоть иногда действовать в соответствии с объективной тенденцией. Хотя бы ради имиджа. Насколько можно судить, каждый шаг «назад» УСИ делал до сих пор со скрипом, если не со скандалом. Но что мог значить для связистов их имидж в Перми, если такая неуступчивая политика могла оказаться одним из показателей при выборе головного предприятия межрегионального холдинга?

По всей видимости, акция пермских правозащитников обращена не только к доброй воле руководства «Уралсвязьинформа», но и параллельно призвана продемонстрировать актуальность ряда изменений в готовящийся в Госдуме закон «О связи». В таком случае объяснима решительность правозащитников, и их малопонятный пока «черный список» обретает хоть какой–то смысл. До Москвы далеко, кричать нужно громко.

Внесение предприятия в этот список, по словам правозащитников, означает направление писем, заявлений, жалоб, обращений в федеральные и региональные (в том числе в регионы Урала, на которые распространяет свою деятельность «Уралсвязьинформ») государственные инстанции и гражданские организации (более 300 адресов): от федерального правительства до городских обществ защиты прав потребителей. В них предлагается принять к монополисту различные меры правового, административного, общественного характера.

В общем, какое действие, такое и противодействие.