Газета "Капитал Weekly" № 13.Статья "Пройдусь по Вознесенской, сверну на Соликамскую..." А. Трапезникова.

09 апреля 2003
Утром весеннее солнце скользит по верхушкам голубых елей, отражается далее в окнах театра. Неподалёку над шумной улицей парит трёхцветный флаг, в гербе замер стальной медведь с Евангелием на покорной спине. Сам перекрёсток между театральным сквером и зданием - столкновение эпохи советской и древней купеческой, где накренившуюся Сибирскую пересекает ровная гладь улицы Ленина. Эпохальный хаос яркими точками рассеян в пространстве нашего города, «скрещенная», как новый российский гимн, пермская топонимика (система исторических названий и символов) вызывает диссонанс и недоумение у приезжих. Говорят, что привести все названия к одному историческому знаменателю дорого. Но только кто это считал?

Конечно, жизнь изменилась. Свобода выбора и плюрализм мнений вряд ли на сегодняшний день могут способствовать возвращению исторических названий улиц и земель. Кому-то в силу различных причин это может и не понравиться, кому-то и просто на это наплевать. Поиски единого мнения через референдумы и собрания давно канули в Лету вместе с эпохой Ельцина. Однако, когда мы говорим о городе, о его культурных и исторических устоях, то время, как в романе Булгакова, останавливается. На первое место выходят основы, которые были заложены не одну сотню лет назад, появляется необходимость какого-то единого подхода в формировании символов и названий, хотя бы в историческом центре нашего города. Тем не менее каблуки моих штиблет год за годом продолжают аккуратно выстукивать по Коммунистической, 25-го Октября и Большевистской. «Окажетесь случайно на улице Ленина, недалеко от Сибирской, непременно посмотрите на особняк купцов Грибушиных - уникальное здание», - скажут приезжему. Уникальное сочетание - скажу себе я.

- Я сторонник возвращения, - поясняет заведующий кафедрой журналистики ПГУ Владимир Абашев.

- Топонимика такая же часть исторического наследия, какой являются архитектурные памятники. К ней нужно относиться как к музею, поэтому в исторической части города должна быть восстановлена старая топонимика. Конечно, улице Карла Маркса вернули историческое название (Сибирская), однако для целостной картины этого явно недостаточно.

- Вы хотите вернуть старые названия улиц в силу каких-либо политических убеждений?

- Нет, в данном вопросе я выступаю с позиции логики. Дело в том, что топонимика советского периода не обладает никакой местной локальной спецификой. Она, как правило, никак не связана и с местной историей. Это абсолютно универсальная, повторяющаяся из города в город система названий. К примеру, в каждом городе есть улица Ленина, Революции или Коммунистическая. А старая пермская топонимика была вполне оригинальной. Одна из основных её черт - системность. В названиях улиц были отражены пермские земли, храмы, либо они назывались по каким-либо сословным или профессиональным признакам (Мещанская, Ямская). Все улицы, перпендикулярные Каме, носили название уездов Пермской губернии. Иначе говоря, город своей топонимикой повторял карту всей Пермской земли. В связи с этим становится понятно, почему все эти улицы выходят на Каму, - река связывала воедино уезды Пермской губернии.

- А вы не сторонник миксов, то есть соединения символов разных эпох в едином современном образе?

- Честно говоря, мне это сложно представить.

- Ну вот на примере того же герба: исторический медведь на той вышке, которую изображали в советские времена.

- В плане исторической символики, которая подчёркивает преемственность, я сторонник исконных вещей. Вообще я считаю, что нам повезло с гербом. Он очень яркий и символически насыщенный. Конечно, символы старого и нового на нём не смогут удачно воплотиться.

- Как вы считаете, исконный пермский герб символизирует сегодняшний день города?

- Символ - вещь очень ёмкая. Он мало устаревает. Евангелие на спине медведя - это не только Евангелие, это знак мудрости, духовного просвещения. Медведь - это символ природных сил. Смысл герба в том, что свет просвещения изменяет природные силы и гармонизирует их. Этот герб не столько соответствует сегодняшнему дню города, сколько служит образцом, на который нужно ориентироваться в любую эпоху.

Может, и впрямь историческое пространство города стоит привести в порядок, избавившись от того «винегрета» символов, который сейчас в нём присутствует?.. Не думаю, что в этом случае необходимо будет отказаться от всего «советского», ведь это тоже своеобразная культурная система, которая должна иметь своё место на лице города. Взять хотя бы самый яркий памятник советского зодчества - Муниципальный дворец культуры (Дворец имени Свердлова), без которого Свердловский район в архитектурном смысле попросту был бы пуст. Однако старый герб РСФСР на здании Законодательного собрания, действительно, выглядит на сегодняшний день аляповато и ненужно.

За установление двуглавого орла на «лобном месте» уже взялся уполномоченный по правам человека в Пермской области Сергей Матвеев. И хотя напрямую старый герб прав человека не нарушает, всё же есть в этом вопросе уже не эстетическое, а вполне законное противоречие - нарушается закон о государственной символике. Пока сменить ничего не удаётся, так как закон о символике вступает в противоречие с законом о сохранении целостного облика здания, представляющего историческую ценность. Снова превратиться в фарс рискует и предстоящая установка статуи Татищеву.

Да, город требует новых символов, названий, вывесок, которые могли бы гармонично сложиться в единую систему, запоминающуюся и яркую. Однако основываться она должна на том исконном, что уже имеет за собой столетнюю историю. В современной пермской архитектуре, где новостройки в центре не стремятся возвыситься над старинными особняками, этот процесс уже пошёл. С топонимикой - сложнее. Несмотря на то, что поменять в историческом центре нужно названия не более двадцати улиц, вопрос в последнее время даже не рассматривается... Жаль, ведь Пермь останется в этом случае без своего Крещатика, Дерибасовской или Арбата.