Газета "Досье 02" № 14.Рубрика "Уполномочен заявить..."

04 апреля 2003
О Концепции проекта Закона Пермской области «О квотировании рабочих мест

для граждан, особо нуждающихся в социальной защите»

Одним из условий, позволяющим гражданам самостоятельно обеспечивать достойный уровень жизни, является реализация права каждого на труд (согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд и на защиту от безработицы).

Нужно отметить, что основополагающим конституционным принципом является государственная гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, запрет любых форм ограничения прав, в том числе, и по признаку социальной принадлежности, т.е. по уровню доходов.

Вместе с тем, существуют определенные категории граждан (инвалиды, родители детей-инвалидов, дети-сироты, лица, освободившиеся из мест лишения свободы и др.), которые в силу объективных и субъективных причин не являются «привлекательными» для работодателя. Указанные категории граждан не могут в полной мере реализовать свое право на труд, гарантированное Конституцией РФ. В связи с этим, необходимы дополнительные меры государственной поддержки и предоставление социальных гарантий для этих категорий.

Статья 72 Конституции Российской Федерации относит трудовое законодательство, а также вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то есть по данным вопросам могут быть изданы как федеральные законы, так и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Так, Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.01г. № 197-ФЗ содержит основные принципы правового регулирования трудовых отношений, действующие на территории всего государства, а именно: защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; запрещение дискриминации в сфере труда; равенство прав и возможностей работников; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод и др.

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91г. № 1032-1 предусматривает, что «государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы …».

Одной из наиболее эффективных (при условии создания работающей нормативной базы) государственных гарантий реализации права на труд является квотирование рабочих мест. В настоящее время на рассмотрении Законодательного Собрания Пермской области находится проект Концепции закона Пермской области «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите».

Для создания работающего механизма по квотированию рабочих мест необходимо, чтобы закон носил не декларативный характер, а закреплял обязанности работодателей, органов местного самоуправления, размер квоты и их ответственность за отказ от предоставления квоты, и был направлен на стимулирование работодателей по предоставлению рабочих мест для наиболее нуждающихся. Нужно отметить, что Концепция закона предусматривает указанные положения.

Учитывая это, принятие Концепции закона Пермской области «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите», позволит значительно повысить социальную защищенность указанных граждан.

Вместе с тем, хотелось бы остановиться на категориях граждан, нуждающихся в квотировании рабочих мест. На мой взгляд, необходимо предусмотреть обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов, родителей детей-инвалидов, детей-сирот и лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

Так, по данным управления труда Пермской области в 2002 году возросла доля инвалидов в общей численности безработных: на 01.01.02г. - 5,4%, на 01.01.03г. – 5,7%; родители, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, составляют 37,5 % от общего числа безработных (за 2002 год их количество возросло с 5467 до 6494 человек).

Продолжается увеличение числа детей-сирот, обращающихся в службу занятости. Если в 2001 году их было 315, то в 2002 году – уже 474 человека. При этом, часть детей сирот, особенно выпускников детских домов, не имеют жилья, и в этих условиях, гарантия трудоустройства становится для них особенно актуальной.

В 2002 году произошло некоторое снижение числа граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание и обратившихся в службу занятости – с 1437 до 1395 человек. Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что у лиц, освобождающихся из мест лишения свободы проблема трудоустройства является одной из основных. Особенностью Пермской области является достаточно большое количество различных исправительных учреждений, и, как следствие этого, значительная часть лиц из указанной категории граждан после отбывания наказания остается проживать в Пермской области. Вместе с тем, закрепление на уровне области квоты для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, позволит устранить существующий пробел в законодательстве.

Таким образом, принятие Концепции послужит основой для создания механизма квотирования рабочих мест для отдельных категорий граждан и контроля за процессом квотирования, позволит создать условия для реализации ими права на труд.

Уполномоченный по правам

человека в Пермской области С.Н. Матвеев