Газета "Досье 02" № 13.Статья "Уполномочен заявить..." .

28 марта 2003


УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ …

Введение религиозного образования в образовательный процесс

В последнее время вопрос о необходимости и целесообразности введения религиозного образования в школах страны достаточно широко обсуждается как на федеральном уровне, так и на уровне области. Кроме того, депутатами Законодательного Собрания Пермской области подготовлен проект областного закона «О внесении дополнений в Закон Пермской области «Об образовании в Пермской области», предусматривающий, в частности, предоставление религиозным организациям возможности обучения детей религии, а также введение религиоведческих дисциплин в рамках национально-регионального компонента образования и компонента образовательного учреждения.

Считаю необходимым довести до сведения свою позицию по данному вопросу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация провозглашена светским государством. «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14 Конституции РФ). В Уставе Пермской области закреплено, что «Государственная деятельность в Пермской области носит светский характер, никакая религиозная конфессия не может быть признана в качестве государственной или обязательной».

Принцип светскости также является и одним из принципов политики государства в области образования (п. 4 ст. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Необходимо отметить, что Российская Федерация – многонациональное государство и граждане Российской Федерации могут придерживаться самых различных убеждений, исповедовать христианство, ислам, буддизм и др., либо не исповедовать никакой религии. Государство же, закрепив в качестве конституционного принцип свободы совести и вероисповедания, обязано уважать убеждения граждан, и, кроме того, создавать равные возможности для реализации права на свободный выбор взглядов и убеждений, если эти взгляды не ущемляют права и интересы других граждан и не противоречат закону.

Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» предусмотрено, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается (п.3 ст.3).

При соблюдении условий, предусмотренных законодательством, возможность обучения детей религии (вне рамок образовательной программы) существует для любых религиозных организаций. Однако, учитывая значительное число различных конфессий, реализовать данную возможность смогут лишь некоторые из них. Это может привести к преобладанию в том или ином учебном заведении определенных конфессий и вызвать конфликт религиозных организаций.

Предпочтение какой-либо религии, приведет к дискриминации по отношению как к другим религиям, так и к тем, кто не разделяет данных мировоззренческих взглядов (проповедует другую религию, либо не проповедует никакой).

Необходимо отметить, что согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»: «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, …в обучении религии». Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом.

В связи с появлением многочисленных вопросов, связанных с преподаванием в образовательных учреждениях религиоведческих предметов, департаментом образования Пермской области было направлено в муниципальные органы управления образованием информационное письмо от 10.02.2003г. № 29/01-21/524 «О курсах религиоведческого содержания». Согласно данному письму «С 90-х годов в ряде территорий области (г.г.Березники, Кунгур, Пермь, Соликамск, Чайковский) факультативно ведутся одночасовые курсы «История религии», «Культура и религия», «Религии мира»…

Необходимо отметить, что названные и подобные им курсы не должны носить обязательный характер. Они могут вводиться только в каждой конкретной школе на основе решения совета (попечительского) школы с участием представителей родителей, носить добровольный характер и реализовываться в рамках дополнительного образования…

Вопросы религиозного воспитания являются прерогативой семьи и не могут решаться государственными или муниципальными образовательными учреждениями».

Государство не должно вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности; в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не должно возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления.

На мой взгляд, не совсем корректно говорить о воспитании нравственности исключительно в рамках религиозного образования, атеизм ни в коем случае не предусматривает безнравственность и духовный кризис. Кроме того, священнослужители, стремящиеся нести свою веру в массы, имеют достаточно возможностей развивать информационную и просветительскую работу в духовных учебных заведениях, при церковных приходах, а не в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Школа как институт образования, культуры и развития человека должна быть независима и неподвержена влиянию различных религиозных учений и конфессий, она должна быть вне религии и вне политики.

Уполномоченный по правам

человека в Пермской области С.Н. Матвеев