"Российская газета в Прикамье" № 53.Статья "Строго на добровольной основе" С. Владимировой.

21 марта 2003
В Перми создается рабочая группа по разработке региональной концепции и учебной программы по военно-патриотическому воспитанию. Они будут ориентированы на школы и профессиональные учебные заведения.

Рабочая группа будет трехсторонней. Руководство возьмет на себя областной департамент образования - естественный координатор проектов в этой сфере. Содержательную часть учебной программы предстоит обеспечить региональному представительству Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО). Эта организация имеет кадры специалистов необходимой квалификации и опыт работы с подростками, однако на сегодняшний день востребована только в социально-реабилитационных центрах и приютах для детей и подростков.

Кроме того, в рабочую группу войдет представитель уполномоченного по правам человека в Пермской области, который и является инициатором ее создания. Уполномоченный возьмет на себя функцию законодательной инициативы. Содержание понятия «военно-патриотическое воспитание» законодательно не закреплено, в том числе и на уровне субъекта Федерации. Поэтому есть необходимость внести соответствующие дополнения в областной закон об образовании.

Программа, которую предполагается разработать, потребует финансирования. Ряд депутатов Законодательного собрания Прикамья уже высказались в поддержку нового начинания. Теперь дело за расчетами и разработкой содержательной части программы. Подготовка полного пакета документов для внесения законодательной инициативы в областной парламент и является задачей рабочей группы.

- Система по военно-патриотическому воспитанию у нас в области выстроена, - рассказывает заместитель главы департамента образования Галина Гутник. – Действует федеральная программа, и наши приоритеты в образовании и воспитании напрямую работают на эту составляющую. Собственно военная подготовка, то есть подготовка юношей к службе в рядах Российской армии, представлена отдельным блоком в программе ОБЖ. Именно такой подход продиктован госстандартом. Начальная военная подготовка как обязательный предмет из программы исключена. Все, что юноши хотят знать об этом дополнительно, они могут изучать факультативно. Мы можем рекомендовать образовательным учреждениям такие факультативы, но требовать и тем более контролировать такую работу мы не должны. Тем не менее у нас нет сомнений в том, что образование в этой сфере нужно продолжать и углублять. Но это должна быть долговременная работа. Нужно дать такие интересные пособия и формы работы, чтобы подростки сами захотели этим заниматься. Вы помните, как мы в свое время акцентировали военную подготовку, но принуждение вызывало активное отторжение. Чтобы двигаться дальше, мы должны предложить программу, которая и концептуально, и технологически будет привлекательной для молодых людей.

Бывшая школьная «военка» действительно памятна многим. И совершенно очевидно, что любому, кто ставит вопрос об углублении военно-патриотического воспитания в школе, предстоит пройти буквально по лезвию бритвы. Причем начинать этот путь с громкого и недвусмысленного «добровольно». Иначе не стоит и пробовать.

Сама же по себе проблема, безусловно, актуальна. Хотя бы потому, что представители военкоматов давненько уже перестали появляться в пермских школах. Ни бесед, ни разъяснений – повестку в зубы, и вперед! Неудивительно, что сотни военнообязанных граждан уклоняются от получения этой самой повестки. Не утруждает себя непосредственной подготовкой новобранца к службе и семья. Хотя, казалось бы, зачем ждать, пока придет сержант и научит защитникам родины наматывать портянки?

С другой стороны, деятельность многочисленных военно-спортивных клубов и лагерей неопровержимо доказывает: тяга молодых к оружию и технике очень велика. Беда только в том, что клуб на клуб не приходится и в каждый молодежный лагерь инспектора на постоянную работу не пришлешь. А значит, за красивым фасадом из жетонов, шевронов и оружейных приемов может обнаружиться все что угодно. И не факт, что молодой человек, приобретя с помощью инструктора некоторые полезные навыки, затем поставит их на службу общества, а не чьим-то более узким интересам.

Выход здесь один: военное, спортивное, техническое совершенствование нуждается в мощной идейной подпитке, в формировании гражданской позиции и сознании собственных конституционных обязанностей.

- Меня как Уполномоченного по правам человека в Пермской области в первую очередь интересует именно патриотическое воспитание, - подчеркивает Сергей Матвеев. – Военным воспитанием у нас занимается вполне достаточно ведомств. Результативное военно-патриотическое воспитание означает, что человек на каком-то этапе готов пожертвовать всеми материальными благами для защиты своей родины. И все. Мы живем в сложном мире. И государство должно всеми мерами – и воспитательными, и материальными - готовить гражданина к тому, что в какой-то момент может возникнуть необходимость это самое государство защищать. Это относится в равной степени к обязанностям воинской службы и альтернативной гражданской службы. Если человек не хочет брать в руки оружие, от этого он не перестает быть патриотом. Новый курс должен подсказать ему, как он может реализовать свои патриотические устремления. Неотъемлемое право каждого - быть гражданином конкретной страны со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Государство обязано предоставить возможность получать патриотическое воспитание всем тем, кто этого желает. Придет старшеклассник или нет, зависит от его желания и качества разработанного курса. Но право выбора него должно быть. Очень важно в этом деле избежать перекосов, не перейти ту грань, которая отделяет от военщины. Поэтому государство должно взять процесс под свой контроль.

В системе образования предстоит серьезная аналитическая работа. Предстоит определить, какие из уже реализующихся форм военно-патриотического воспитания могут быть использованы боле широко, где механизмы работают, а где пробуксовывают. Будет учтено мнение школьников, родителей, попечительских советов учебных заведений. Предстоят опросы в школах, в том числе родителей.

Так должна родиться концепция. В течение лета каждое ведомство представит свои наработки, из которых и будет в итоге сформирован пакет документов. Самым же «горячим» идеям так долго ждать не придется: по спортивно-техническому направлению департамент образования готов предоставить помещения и ставки для преподавателей системы РОСТО уже сейчас.