"Российская газета в Прикамье".Статья "Право на выбор" С. Владимировой.

04 марта 2003


Ветхое жилье – проблема не только для проживающих в нем, но и для местной власти: надо сносить, расселять. Это при том, что жилые дома, предназначенные к сносу, имеют одно интересное свойство: количество граждан, зарегистрированных в них, обычно растет опережающими темпами. При этом образуется обратный эффект: чем больше граждан требуется расселить, тем меньше интереса проявляют к участку застройщики.

Для преодоления названного парадокса местная власть использует административные рычаги. Снизить рождаемость ей, понятно, не под силу. А вот попытаться искусственно ограничить регистрацию взрослых граждан, оказывается, можно.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступают многочисленные обращения граждан в связи с отказом в регистрации по месту жительства в домах, относящихся к категории ветхого жилья и подлежащих сносу. При изучении вопроса выяснилось: основанием для отказа являются местные акты на уровне районных администраций. Так, один из авторов жалобы после вступления в брак не смог прописаться в доме №19 по улице Карпинского в Индустриальном районе города Перми. В этом доме, как выяснилось, граждан перестали регистрировать еще при прежнем составе администрации – на основании распоряжений главы Индустриального района №142 от 20 января 1998 года и №296 от 25 июля 2001 года. Глава местного самоуправления при этом действовал в обход закона.

Районные нормативные акты непосредственно затрагивают право граждан на выбор места жительства, закрепленное Конституцией РФ (статья 27, часть 1 ). Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого пом6ещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, нанимателя или на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. В этом отношении закон ограничивает право граждан только в строго определенных случаях, представленных исчерпывающим списком. В него включены, в частности, пограничная полоса, закрытые административно-территориальные образования, территории, где введено чрезвычайное или военное положение, районы распространения массовых заболеваний.

Ни под одну из этих категорий отдельно взятый район областного центра не подпадает. А значит, на его территории законным образом действуют Правила регистрации и снятия граждан Российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ №713 от 17 июля 1995 года. Соответственно, здесь, как и везде, регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служит основанием для ограничения права граждан на выбор места жительства. Органы государственной власти уполномочены лишь регистрировать результат свободного волеизъявления гражданина, и местные власти своей волей изменить федеральный закон не могут.

«Отказ в регистрации в связи с тем, что жилье, в котором проживает гражданин или имеет намерение проживать, признано ветхим либо определено под снос, противоречит К

Конституции РФ. Принятие подобных постановлений и распоряжений приводит к невыполнению гражданами своей обязанности по регистрации по месту жительства, а следовательно, нарушает и право на выбор этого места жительства,» - говорится в заключении Уполномоченного по правам человека Сергея Матвеева, направленном в адрес главы администрации Индустриального района г. Перми. Одновременно подготовлен документ на имя главы Перми Аркадия Каменева о необходимости ревизии актов районных администраций и проверки их соответствия законодательству.

- В ходе каждого приема граждан я получаю вопросы, касающиеся жилья, - рассказывает Сергей Матвеев.- Это естественно, поскольку эта проблема – из числа самых насущных. Но решать ее должны местные власти. У меня есть информация о том, что распоряжения, ограничивающие регистрацию, приняты и в других районах Перми. С целью устранения подобных нарушений мною направлено обращение в адрес главы города с просьбой подвергнуть ревизии деятельность районных властей в этой части, готовится обращение в областную администрацию о необходимости организовать проверку. Нарушение законодательства, регулирующего эту сферу, абсолютно недопустимо, какими бы соображениями ни руководствовались местные власти. Есть Конституция РФ, есть указ президента РФ, есть закон о праве членов семьи нанимателя жилой площади проживать вместе с ним, независимо от размеров жилплощади. Закон нужно исполнять. Те, кому он не нравится, могут воспользоваться правом законодательной инициативы, но ни в коем случае не попирать конституционные принципы своими мелкими актами. Понимает ли глава районной администрации, что он нарушает закон? Скорее всего, да. Смысл подобных распоряжений вполне понятен: пока люди жалуются, идет рассмотрение заявлений, потом прокурорская проверка и так далее, местная власть выигрывает время, решая какие-то свои проблемы. Возьмем тот же индустриальный район. Распоряжение об ограничении регистрации действовало не один год. Сколько людей за это время получили отказ, опустили руки и не стали отстаивать свои права? И каков экономический эффект? Происходящее – показатель того, что администрация Перми пока ненадлежащим образом осуществляет внутренний контроль. Подобные вопросы должна решать именно она, а не Уполномоченный по правам человека и не прокуратура.

А то, что вопросы эти, в принципе, разрешимы, уже ясно. В адрес Уполномоченного по правам человека пришел ответ от исполняющего обязанности главы администрации Индустриального района В.С. Тафинцева. Приложение – распоряжение №21 от 25 февраля сего года:

«В связи с нарушением требований Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации отменить распоряжение главы индустриального района г.Перми №296 от 25 июля 2001 года «Об ограничении регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в жилой фонд, признанный межведомственной комиссией ветхим».

-