Газета "Досье 02" № 9.Статья "Уполномочен заявить...".

28 февраля 2003
Нарушение прав на свободу передвижения и регистрации по месту жительства, граждан проживающих Индустриальном районе г.Перми

В мой адрес поступают многочисленные обращения по поводу нарушения прав на свободу передвижения и регистрации по месту жительства граждан, проживающих в Индустриальном районе Перми. Гражданам отказывают в регистрации по месту по месту жительства в домах, относящихся к разряду ветхого жилья и подлежащих сносу.

Так, регистрация граждан по месту их фактического проживания, например, в доме по ул.Карпинского, 19 была запрещена на основании распоряжений главы адми-нистрации Индустриального района г.Перми № 142 от 20.01.98г. и № 296 от 25.07.01г.

Считаю, что указанные распоряжения не соответствуют основным нормам дей-ствующего законодательства, устанавливающим порядок учета и регистрации граждан по месту жительства в РФ, и в целом, ограничивают права и свободы граждан, прожи-вающих на территории Индустриального района, в силу следующих причин.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1, Конститу-ции Российской Федерации). Согласно ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передви-жения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст.12), другими международными правовыми ак-тами.

Нормативное содержание названного конституционного права включает: 1) сво-боду передвижения каждого по территории Российской Федерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства.

Оспариваемые нормативные акты непосредственно затрагивают право на выбор места жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого поме-щения, в котором он постоянно или преимущественно проживает, либо, являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, преду-смотренных законодательством Российской Федерации. Понятие места жительства раскрывается в ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного прожи-вания гражданина.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвиже-ния, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (ст.1 Федерального закона «О праве граж-дан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.93г. №5242-1). Согласно ст.8 указанного закона, такие ограничения могут допускаться в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых админи-стративно - территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на от-дельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Данный перечень яв-ляется исчерпывающим.

Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти уполномочены лишь на регистрацию ре-зультата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства. В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года Правительство Российской Федерации утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (Постановление от 17 июля 1995г.N 713).

Реализация конституционного права на выбор места жительства не м ожет ста-виться в зависимость от каких-либо условий, за исключением вышеназванных, по-скольку основные права граждан Российской Федерации гарантируются Конституцией Российской Федерации без каких-либо ограничений. Таким образом, отказ в регистра-ции в связи с тем, что жилье, в котором проживает гражданин или имеет намерение проживать признано ветхим, либо определено под снос противоречит Конституции Российской Федерации (ч.1 ст.27).

Принятие подобных постановлений и распоряжений приводит к невыполнению гражданами своей обязанности по регистрации по месту жительства, а, следовательно, нарушает и право на выбор этого места жительства.

На основании изложенных фактов главе Индустриального района В.С. Тафинцеву было направлено заключение Уполномоченного о нарушении прав на свободу передвижения и регистрации по месту жительства, граждан проживающих Индустриальном районе г.Перми. В заключении В.С. Тафинцеву предлагалось: отменить распоряжения № 142 от 20.01.98г. и № 296 от 25.07.01г., а также обеспечить реализацию прав граждан, проживающих в Индустриальном районе г.Перми на свободу выбора места жительства и создать необходимые условия для осуществления гражданами своей прямой обязанности по регистрации по месту жительства/пребывания, с учетом требований, утвержденных постановлением правительства РФ от 17.07.95г.

Информацию о результатах рассмотрения заключения Уполномоченного главой Индустриального района г.Перми В.С. Тафинцевым можно будет найти на сайте Упол-номоченного по правам человека в Пермской области.

Уполномоченный по правам

человека в Пермской области

С. Н. Матвее