"Российская газета в Прикамье" № 34.Статья "Свобода совести - высший приоритет" С. Владимировой.

21 февраля 2003
Закон Божий и иные предметы религиозной направленности в учебных заведениях Пермской области в принудительном порядке вводиться не будут. Такова официальная позиция департамента образования администрации Пермской области.

Широкое обсуждение на самых разных уровнях, в том числе и в средствах массовой информации, форм и методов возрождения традиционной православной культуры вызвало многочисленные отклики наших читателей. Многие из них выражают озабоченность тем, что из уст отдельных политиков все чаще звучит словосочетание «государственная религия». Читатели спрашивают: каким образом при введении в школах религиоведческих дисциплин и курсов будут соблюдаться права несовершеннолетних граждан России, являющихся приверженцами разных религий?

С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к Уполномоченному по правам человека в Пермской области Сергею Матвееву.

-Согласно статье 14 Конституции РФ наше государство является светским, и никакая религия не может устанавливаться как государственная и обязательная, - рассказывает Сергей Матвеев. – Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Исходя из этого, в качестве обязательного предмета история православия (равно как и история ислама или католицизма) в обязательные образовательные программы включена быть не может. Если вновь вводимый предмет будет иметь в названии или в содержании тему роли отдельной религии в истории Российского государства, это будет означать официальное предпочтение соответствующей религии и попытку придания ей статуса государственной религии. Подобный шаг был бы антиконституционным.

Можно говорить об истории религий – в рамках истории вообще или отдельного курса. Это было бы интересно с точки зрения роли в исторических событиях разных религий и полезно для воспитания морально-нравственных устоев учащихся. Но при этом необходимо учитывать, что школьные программы сегодня перегружены. Здесь школам предстоит сначала решить проблему приведения образовательного процесса в соответствие с законом «Об образовании».

Известно, что в ряде регионов комментарий министра образования Владимира Филлипова о воспитательных возможностях православных ценностей был воспринят как руководство к действию. Приятно, Пермская область число этих регионов не вошла. Как только центральные и местные СМИ попытались сдетонировать ситуацию, департамент образования области выступил с разъяснением статьи 14 Конституции РФ, пункта 4 статьи 2 закона «Об образовании». Так как речь идет о том, что образование в государственных и муниципальных учебных заведениях РФ носит светский характер.

Кстати, в информационно-методическом письме департамента образования указано, что в отдельных учебных заведениях области в Кунгуре, Березниках, Соликамске с 90-х годов факультативно ведутся курсы «История религии», «Культура и религия», «Религии мира». Они введены на основании решения ответа школы с участием представителей родителей, носят добровольный характер и реализуются в рамка дополнительного образования. При этом они ориентированы на культурологические аспекты религиоведения.

- Человек имеет полное право не интересоваться историей религии ,что вполне вписывается в категорию свободы совести, - продолжает Сергей Матвеев. – Атеизм – это не преступление. Это убеждения человека, которые мы обязаны уважать. Процент атеистов у нас высок, и с этим нельзя не считаться. Повлиять на эту категорию граждан может попытаться церковь, но никак не государство: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой» (Конституция РФ, статья 24).

Для человека, который стремится к религии, сегодня существуют неограниченные возможности: все конфессии абсолютно открыты для новых приверженцев, и получить знания в этой сфере не проблема. Гражданин имеет полное право получать эти знания – но не в рамках государственных образовательных программ и государственных гарантий права на образование. Любая попытка создать особые условия для какой-то из религий оборачивается противопоставлением не священнослужителей, а в первую очередь последователей разных религий, с одной стороны, и верующих и атеистов – с другой.

Сейчас очень много говорят о возрождении духовности, в том числе в русле православных традиций. Однако возрождать нравственные начала и насаждать их – не одно то же. Тем более, что ни один из традиционных школьных предметов, будь то математика или история, никакого отрицательного заряда не несет.

Безусловно, история мировых религий могла бы занять достойное место в гуманитарном цикле. Но кто ее будет преподавать? Давайте подумаем и о том, насколько человек в 14-15 лет в состоянии освоить подобный объем знаний. Ведь это, по сути, вузовский курс, доступный далеко не каждому студенту. Не говоря уже о многочисленных спорных моментах, над которым и лучшие умы человечества бьются не одно тысячелетие! И в самом лучшем случае, если подобный курс будет успешно освоен школьниками, что это даст? Понимание того, что все без исключения религии проповедуют духовность и нравственность? Но это и так сомнений не вызывает.

Задача государства – обеспечить каждому равные возможности приобщения к знаниям. Но только и именно возможности. Государство ни в коем случае не может заниматься регуляцией численности сторонников той или иной религии и тем более давать оценку роли каждой из них в историческом процессе.

Таким образом, введение обязательного курса истории ли культуры православия в общеобразовательных учебных заведениях противоречит Конституции РФ, которая является актом высшей силы. Факультативное преподавание этих предметов возможно либо в составе общего курса истории религий, либо при условии одновременного введения факультативов по истории других религий. Ни один государственный или муниципальный орган не вправе предоставлять преимущества ни одной из религий. Подобные вопросы всегда решала и должна решать семья: религиозное (или антирелигиозное) воспитание по сути своей дело семейное.