"Московский комсомолец в Перми" № 8.Статья "Записки атеиста" М. Шардакова.

21 февраля 2003
В последние годы в СМИ все чаще дискутируется вопрос о православии, вернее, об его особо значимой, главенствующей роли в истории нашей страны. Чья-то неведомая рука явно подводит наших граждан к утверждению, что Россия – православное государство, а православие – основная религия. Примеры? Да сколько угодно и чуть ли не каждый день.

Репортаж по телевизору о спуске на воду нового корабля. Впереди адмиралов, офицеров и матросов - батюшка в сияющей ризе, с кадилом и крапильней. Машет своими орудиями труда направо-налево, курит дымком, поливает святой водицей. Разумеется, его одежда на переднем плане выглядит много выигрышней, чем обтрепанные шинелишки с регланами и шапки на «рыбьем» меху у моряков. Следующий сюжет – на выставке новых вооружений. И тут - аналогичная картина: не гениальный конструктор идет впереди, чтобы продемонстрировать свои создания, не имеющие равных в мире, а очередной отец Пахом или там, к примеру, Евлампий…

А как-то раз и сам автор этих строк попал во двор одного из прикамских военкоматов, где провожали на службу молодых призывников. Те – мальчишки же еще зеленые – отпускали ироничные, а то и вовсе оскорбительные для церковнослужителя реплики, когда вдоль неровного строя пробежечкой устремился моложавый батюшка. Кстати, в строю я заметил несколько пацанов с широкими скулами и раскосыми глазами, и даже одного с явно семитскими чертами лица. Им-то каково было слушать православную проповедь?..

Сложные вопросы возникают у автора в подобных ситуациях. Во-первых, почему за православным батюшкой не идут, по меньшей мере, еще три служителя культа – мулла, раввин и ксендз? Ведь при нашем многонациональном укладе государства логично было бы предположить участие в любых торжествах священнослужителей, представляющих разные религии, соответственно составу и верованиям населения. Во-вторых, почему вообще какие-то ни было священники участвуют на первых ролях в сугубо государственных мероприятиях? У нас что – церковь по закону уже не отделена от государства, и в Конституции и прочих законах записана обязательность верования? Чтобы получить ответы на эти вопросы, корреспондент «МК в Перми» обратился к специалисту – Уполномоченному по правам человека в Пермской области Сергею Матвееву.

С. М.: - В соответствии со статьей 14 Конституции РФ, Российская Федерация – светское государство, где государство и церковь разделены. Мое твердое убеждение: можно говорить о какой-то особой роли православия в истории России, но, с другой стороны, не менее значима роль, к примеру, того же ислама. Вспомните: царевичи-мусульмане Якуб и Касим поступили вместе со своими полками в русскую службу при Иване III, первом царе всея Руси, и немало, между прочим, поспособствовали окончательному освобождению Московского государства от ордынского ига. Но это – дальняя история. А если говорить о современной, то на фронтах Великой Отечественной войны в одну смертельную атаку шли и славяне, и татары, и армяне, и узбеки, и чеченцы, и цыгане, и эвенки, и тувинцы! И никто ни у кого не спрашивал: крещен он или не крещен, обрезан или не обрезан, верит в Будду или в Заратустру! Россия еще и потому великая страна, что она всегда была ве-ро-тер-пи-мой! Каждая конфессия внесла свой вклад в отечественную историю, и каждый этот вклад по-своему огромен. Поэтому говорить, что какую-то религию надо сделать основной – было бы в высшей степени некорректно и не соответствовало бы действительности.

МК: - Сергей Николаевич, в последнее время с трибун ГосДумы и с трибун поменьше на самом полном серьезе звучат призывы сделать православие государственной религией России. Дальше – больше. Уже не призывы, а прямо-таки требования: «ввести вместо прежних ленинских уроков уроки Божьего слова, вернуть закон Божий в качестве обязательного учебного предмета во все учебные заведения». И вот, после подобных спичей народных избранников, приходит батюшка в ближайшую школу (так, кстати, было, в частности, в школе, где учится сын моих друзей – М. Ш.) с предложением к директору открыть – для начала, а там, мол, поглядим, как дело пойдет, - кружок богословия…

С. М.: - Скажу сразу, идея введения в школьную образовательную программу закона Божьего или другого религиозного предмета может быть реализована только в одном контексте: при условии равности доступа всех религий к, подчеркиваю, факультативному преподаванию подобных дисциплин. По закону «Об образовании», введение в программу даже факультативного курса возможно только в рамках нагрузки, утвержденной Министерством народного образования. Кстати, недавно выступая перед учителями, я им заявил, что мне понятны ваши желания расширить кругозор знаний учащихся, но непонятно одно – не учет эмоционально-психологических нагрузок на школьников. По данным Минздрава, у нас каждый десятый школяр здоров. Следовательно, логично предположить, что остальные девять не совсем здоровы и могут просто не выдержать чрезмерных нагрузок. Поэтому и священнослужителям, стремящимся нести свою веру в массы, хотелось бы посоветовать думать не столько о государственных и муниципальных образовательных учреждениях, сколько развивать информационную и просветительскую работу в духовных учебных заведениях, при церковных приходах.

МК: - А как же все-таки насчет высказываний некоторых государственных мужей и представителей депутатского корпуса о главенствующей роли православия? Ведь многими такая позиция может быть расценена как насаждение православия, что называется, сверху…

С. М.: - Наверное, тут нужно говорить не о «насаждении» православия какими-то представителями властных органов, а о неверности понимания сути вопроса. Кстати, мне очень импонирует позиция нашего Президента. Общеизвестно, что Владимир Владимирович - человек верующий, имеет духовного наставника, посещает церковь… Но вы где-то слышали о том, чтобы он во всеуслышание заявлял о предпочтительности православия? Нет! И Президент в высшей степени правильно поступает как высшее должностное лицо. Опять же, согласно той же статьи 14 Конституции, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

МК: - Сергей Николаевич, как Вы расцениваете заявления в прессе о том, что, дескать, католики плохи тем, что они – прозелитисты, т. е. решают свои проблемы за счет обращения в католичество представителей других конфессий и стоят на пути агрессивной экспансии своей веры в России? Или, к примеру, что мусульмане, мол, сплошь террористы и фанатики…

С. М.: - Некоторые граждане склонны отождествлять ислам с таким явлением как терроризм. Это – полный абсурд! Взрывы в европейских столицах, кровавые дела албанских экстремистов в Косове, сербско-хорватская резня, северо-кавказский конфликт в России, тот же Бен Ладен к учению Магомета и Корану, само собой, непосредственного отношения не имеют, а имеют отношение лишь к каким-то перекосам в сознании самих террористов. К тому же, чем для закона отличается террорист в чалме, к примеру, от террориста в ушанке или ермолке? Да ничем! Все они для закона - для человечества! –преступники, которые ничего общего с религиями не имеют.

«Да, не имеют!» – именно на такой категоричной ноте и закончился мой разговор с Сергеем Матвеевым. Но вопросы все-таки остались. Поскольку всплывают-то они каждый Божий день: все новые и новые. Например, в своем интервью одной из областных газет новый Епископ Пермский и Соликамский Иринарх недавно заявил, что Прикамье – край православный. Владыка, конечно, всегда прав, но куда ж тогда оприходовать татар и башкир, обосновавшихся в Прикамье гораздо раньше восточных славян? А как быть с коми-пермяками, которые, как отозвался иерарх Иринарх, еще сохранили кое в чем язычество (Коми-Пермяцкий округ Владыка Пермской епархии назвал, цитирую, «довольно запущенным регионом, в котором чувствуется недостаток духовного просвещения» – М. Ш.), но для которых Прикамье вообще – исконная родина? И разве можно забыть о подольских и немецких католиках, для которых наш край стал вторым отечеством?

Прикамье (да и вообще Урал – и Западный, и Восточный, и Южный, и Северный), если хотите, пока мировой оплот веротерпимости. Так уж исторически сложилось. И сложилось исключительно на благо. Раз уж мы живем на стыке Европы и Азии, на стыке сразу нескольких великих религий, то живем соответственно – в мире со всем миром, всегда помня пословицу, что «поскреби русского – выскребешь татарина». И Пермская область - регион удивительный. Если и можно прикамцам чем-то гордиться, так это, прежде всего, межнациональной дружбой и межконфессиональным согласием. Понятно, что после слов того же иерарха Иринарха наши местные католики не затаят злобу на православных и не пойдут на них крестовым походом, а мусульмане не объявят джихад. Слишком крепки для этого веками скрепленные связи. Но осадок-то неприятный может остаться. Тем более что в наше время, пронизанное американской идеей противостояния христианского Запада и исламского Востока, одного словца, одной неверно понятой фразы, может оказаться достаточно, чтобы случилось непоправимое, чтобы порох в пороховницах все-таки вспыхнул. Так что не дай-то Бог и спаси Аллах!