Газета "Клуб юристов" № 1.Статья "Право граждан на неприкосновенность частной жизни" С. Н. Матвеева.

28 января 2003
Право граждан на неприкосновенность частной жизни.

С целью изучения ситуации в сфере исполнения законодательства по защите прав граждан, закрепленных в ст.ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации на неприкосновенность частной жизни, как монополистами в сфере оказания услуг телефонной связи, так и иными государственными и муниципальными органами, а также частными предприятиями и организациями независимо от формы собственности, Уполномоченным по правам человека в Пермской области было принято решение об открытии производства по делу.

С целью сбора необходимой для полного и всестороннего изучения ситуации в данной сфере Уполномоченным был направлен запрос в ОАО «Уралсвязьинформ», из ответа на который следует, что информационная база абонентов городской телефонной сети ОАО «Уралсвязьинформ» в г.Перми, содержащая телефоны и адреса предприятий, организаций, учреждений и частных лиц, находится в Сервисном центре, контроль по ограничению доступа к базе данных осуществляет специальное подразделение, занимающееся защитой информации связи. После установки телефона, если абонент не желает, чтобы информация о нем была доступной для посторонних лиц, по его личному заявлению сведения о телефоне и адресе вносятся в базу данных, к которой операторы справочных служб «09» и «065» доступа не имеют.

Что касается телефонных справочников, то по информации ОАО «Уралсвязьинформ» при их издании домашний адрес абонента (улица, дом, квартира) не указываются. В случае наличия у нескольких абонентов одинаковых фамилий и инициалов, разрешается включение в справочник названия улиц, а при проживании на одной улице – дополнительно и номеров домов. Последний печатный справочник квартирных телефонов пермских абонентов был издан в 1980 году. В последующий период и до настоящего времени подобные справочники в Перми не выпускались. В территориальных узлах электросвязи городов и районных центров Пермской области также имеются соответствующие базы данных абонентов телефонной сети. Телефонные справочники в населенных пунктах области издаются и переиздаются по мере необходимости. В течение 2001 года, в частности, изданы телефонные справочники в следующих населенных пунктах: Красновишерск, Орда, Оса, Добрянка, Гремячинск, Чусовой, Горнозаводск и Коми-Пермяцкий национальный округ, за 2002 год – Березовка и Елово. В планах на 2003 год издание справочников абонентов Пермского района, Кунгура, Нытвы и Верещагино.

С целью дачи правовой оценки возможности размещения информационной базы, содержащей фамилии, имена, отчества, домашние адреса и телефоны граждан на сайтах организаций и предприятий, Уполномоченный направил письмо в адрес прокурора Пермской области.

В письме указывалось, что согласно п. 1 ст. 23 Конституции РФ «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Пунктом первым ст. 24 Конституции закреплено, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». По мнению Уполномоченного размещение в интернете «базы данных», содержащей фамилии, имена , отчества, домашние адреса и домашние телефоны нарушает нормы, установленные федеральными законами Российской Федерации «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О прокуратуре Российской Федерации», законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

По результатам проверки прокуратурой Пермской области было вынесено Постановление о возбуждении в отношении частного охранного предприятия дела об административном правонарушении.

В настоящий момент дело находится на рассмотрении мирового судьи. Решение по материалам не принято.

Инициация Уполномоченным проверки правомочности размещения в интернете базы данных о домашних адресах, домашних телефонах граждан на сайте охранного предприятия, была неверно истолкована рядом СМИ как акция, направленная против конкретного охранного предприятия. Попытки придать данному процессу политический характер, тем более у казать, что данный процесс производится только в отношении «неугодных кому-то имен», беспочвенны и необоснованны.

Основная цель процесса, не только привлечь внимание к проблеме необходимости определения понятия «частная жизнь», но и определить степень ответственности за вторжение в нее, а также органы, ответственные за сохранение той информации, которую они либо в силу закона, либо в силу положения имеют.

Следует отметить, что до сих пор существует практика незаконного использования информационных баз, содержащих сведения о частной жизни граждан (фамилии, имена, отчества, домашние адреса, домашние телефоны, даты рождения) в политических и иных узкокорыстных целей – предвыборная агитация, распространение поздравлений, рекламной продукции, опросах и т.д.

Граждане, сталкивающиеся с подобными нарушениями неприкосновенности частной жизни, в силу субъективных и объективных причин не обращаются в суды с исками и заявлениями.

Несмотря на многочисленные нарушения конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, правоохранительными органами не используются возможности, как по профилактике данного рода нарушений, так и по пресечению нарушений путем привлечения к административной, уголовной и иной ответственности лиц и организаций, распространяющих незаконными способами сведения о частной жизни граждан Пермской области.

Судя по наличию контрфактной продукции, а именно: электронные носители, содержащие сведения о домашних адресах и телефонах граждан, государственными органами, ОАО «Уралсвязьинформ», Пермской ГТС, в должной мере не обеспечивается сохранность информации, которая стала известна этим организациям в силу осуществляемой ими деятельности.

Требуется объединение и координация всех заинтересованных сторон (государственных органов, общественных организаций, правоохранительных органов, предприятий, предоставляющих услуги связи) в сфере выработки единой концепции по соблюдению требований ст.ст.23,24 Конституции Российской Федерации.

Уже сейчас можно сделать вывод, что в обществе существуют две позиции граждан по данной проблеме. Первая позиция заключается в пассивном отношении граждан к обнародованию домашних адресов, домашних телефонов и фамилий. Вторая позиция заключается в неприятии обнародования в любой форме вышеуказанной информации.

Считаю, что на данный момент можно утверждать, что обязательным пунктом договора о предоставлении услуг связи (как городской, так и сотовой) должен стать пункт о согласии, либо несогласии гражданина на размещение его домашнего (личного) телефона в открытых информационных справочниках, информационных базах. Совершенно недопустима ситуация, при которой гражданин должен платить деньги за снятие своего домашнего телефона с платной справки 065, бесплатной справки 09. Представляется более верным оплата услуги по включению в справку телефона гражданина при заключении договора, нежели исключение за деньги.

Только при таких условиях, гражданин, чей домашний адрес и телефон, вопреки его воле были обнародованы и использованы в интересах третьих лиц, может рассчитывать на вынесение судебного решения и возмещение морального вреда организацией, ответственной за хранение данной информации.

Учитывая это, 30 декабря 2002 года Уполномоченный по правам человека в Пермской области и генеральный директор ОАО «Уралсвязьинформ» В.И. Рыбакин подписали Соглашение о необходимости учета мнения граждан относительно возможности публикации сведений, содержащих фамилии, имена, отчества, домашние адреса и номера домашних телефонов граждан. Согласно данному Соглашению ОАО «Уралсвязьинформ» обязуется обеспечить включение в договор об оказании услуг связи (всех видов), в установленном действующим законодательством порядке, пункта, отражающего согласие (либо несогласие) абонента на публикацию его фамилии, имени, отчества, домашнего адреса, номера домашнего телефонам в печатных и электронных справочниках, издаваемых ОАО «Уралсвязьинформ» для открытого доступа.

Указанное Соглашение не распространяется на организации, предприятия, независ имо от форм собственности. Любые предприятия и организации, осуществляющие предоставление услуг связи, имеют возможность присоединиться к Соглашению путем направления уведомления о присоединении в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области, которое подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации Пермской области.

Уполномоченный по правам человека в

Пермской области С.Н.Матвеев