Газета "Пермские новости" № 4.Статья "Между трех огней".

24 января 2003
Между трех огней

В поисках компромисса

Вполне возможно, что уже со следующего учебного года в некоторых школах Перми появится новая общественная должность – уполномоченный по правам участников образовательного процесса.

С инициативой введения этой должности в администрацию города обратился Сергей Матвеев – уполномоченный по правам человека в Пермской области. Сам он с работой подобных «посредников» прав учеников, их родителей и педагогов познакомился в Саратове, где такой опыт реализуется вполне успешно. Есть некоторые наработки и в городе Нытва Пермской области.

К слову, и в некоторых из пермских школ уже несколько лет действуют похожие «институты» защиты прав и интересов. Так, в школе № 33 существует так называемая конфликтная комиссия (в составе которой входят два выбранных детьми педагога и один ученик –старшеклассник). Для того, чтобы малыши не боялись идти за помощью к взрослым, ввели «книгу правды», куда любой ученик может написать о своей проблеме.

Директора этих школ (№№22, 3, 33) и были приглашены на совещание, чтобы обсудить инициативу Матвеева, поддержанную администрацией города. В совещании приняли участие заместитель главы Перми Нелли Миндубаева, представители городского комитета образования.

Введение уполномоченных по правам участников образовательного процесса в школах страны - процесс не обязательно-принудительный, а добровольный. Есть желание поучаствовать в эксперимент – участвуйте. И все же, похоже, для Перми этот вопрос уже решенный – уполномоченным быть.

Ситуацию комментирует директор школы № 33 Нина Яковлевна Мильчакова:

- Ни для кого не секрет, что в школе между педагогом и учеником возникают разного рода конфликты. И чаще всего из разрешение ложится на плечи директора, классного руководителя, учителя, социального педагога. Но есть целая глыба маленьких вещей, которая может заставить ребенка уйти из школы со слезами на глазах и с которым ион не пойдет к администратору.

Вот здесь возникает необходимость в таком уполномоченном, который призван выслушать обе стороны конфликта и привести их к какому-то соглашению.

Однако, мне кажется, сегодня ни школа, ни ученики, ни их родители еще не готовы действовать в этом новом общественном поле. Необходима длительная работа, связанная с изменением сознания.

Рано вводить эту должность, если школа не пытается говорить о правах ребенка, если педагоги не знакомы с конвенцией о правах человека, если в школе царит авторитарный стиль. Ведь понятно, что найти демократический способ решения конфликта с авторитарным директором невозможно.

Сергей Матвеев утверждает, что подготовить школу к введению такой должности могут факультативные занятия. Я с ним не согласна. Два с половиной года назад, начав работу в этом направлении в своей школе, я поразилась «дремучести» в знании права, особенно среди родителей. Дети тоже не знают никаких способов защиты своих интересов.

Еще одна проблема – предлагаемая должность общественная. Ответственность, с которой она сопряжена, - огромная. При этом уполномоченный должен обладать массой качеств, о полном наборе которых можно только мечтать. Он не должен быть слабым и терпимым. Он должен уметь выходить на компромисс и быть толерантным. Он должен уметь спорить с директором. Но при этом – не дай Бог это место займет человек конфликтный – школа превратится в ад. Он должен прекрасно разбираться в вопросах прав, но не быть юристом, не переводить конфликт из ценностного русла в правовое. Найти такого человека - -большая проблема.

По положению, это не может быть администратор. И было бы странно, если бы на эту должность назначал человека директор школы. Но оплачивать эту работу предполагается именно директору из внебюджетных средств.

Есть прекрасная возможность – проводить в школе выборы уполномоченного. Но где вероятность, что выберут именно того человека, который способен справиться с таким грузом проблем? Ментальность наша такова, что педагог в российской школе и свои-то права отстоять не может, да и не особо стремится. По словам Матвеева, в его практике работы не было ни одного случая, когда бы педагог подал иск по защите чести и достоинства.

А в остальном, конечно, никто не сомневается в том, что необходимость в такой общественной должности в школе на сегодняшний день назрела.