Газета "Досье 02" № 50.Статья "Частная жизнь неприкосновенна".

14 декабря 2002
С целью изучения ситуации в сфере исполнения законодательства по защите прав граждан, закрепленных в ст.ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации на неприкосновенность частной жизни, как монополистами в сфере оказания услуг телефонной связи, так и иными государственными и муниципальными органами, а также частными предприятиями и организациями независимо от формы собственности, Уполномоченным по правам человека в Пермской области было принято решение об открытии производства по делу.

С целью сбора необходимой для полного и всестороннего изучения ситуации в данной сфере Уполномоченным был направлен запрос в ОАО «Уралсвязьинформ» о необходимости предоставления информации о порядке создания и хранения информационной базы, содержащей домашние телефоны и адреса жителей г. Перми и Пермской области, а также каким образом выпускаются телефонные справочники и каким образом испрашивается мнение гражданина о возможности указания его домашнего адреса и телефона.

С целью дачи правовой оценки возможности размещения информационной базы, содержащей фамилии, имена, отчества, домашние адреса и телефоны граждан на сайтах организаций и предприятий, Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил письмо в адрес прокурора Пермской области.

В обращениях граждан к Уполномоченному указывалось о нарушении их прав на неприкосновенность частной жизни в связи с размещением на сайтах частных организаций, а именно ЧОП «Альфа», информационной базы, где по фамилии, имени и отчеству можно узнать домашний адрес, телефон любого жителя Пермской области.

В письме, направленном в адрес Прокуратуры Пермской области указывалось, что согласно п. 1 ст. 23 Конституции РФ «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Пунктом первым ст. 24 Конституции закреплено, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». По результатам проверки прокуратурой Пермской области было вынесено Постановление о возбуждении в отношении частного охранного предприятия «Альфа» дела об административном правонарушении. В настоящий момент дело находится на рассмотрении мирового судьи. Решение по материалам не принято.

К сожалению, инициация Уполномоченным по правам человека в Пермской области, проверки правомочности размещения базы данных о домашних адресах, домашних телефонах граждан на сайте ЧОП «Альфа», было неверно истолковано рядом СМИ как акция конкретно направленная против данного предприятия. Хочется подчеркнуть, что только решение суда, вступившее в законную силу ,может означать правоту, либо неправоту того или иного суждения государственных органов. Особо необходимо отметить, что попытки придать данному процессу политический характер, тем более указать, что данный процесс производится только в отношении «неугодных кому-то имен» беспочвенны и необоснованны.

Основная цель процесса, не только привлечь внимание к проблеме необходимости определения понятия «частная жизнь», но и определить степень ответственности за вторжение в нее, а также органы ответственные за сохранение той информации, которую они либо в силу закона, либо в силу положения имеют.

Следует отметить, что до сих пор существует практика незаконного использования информационных баз, содержащих сведения о частной жизни граждан ( фамилии, имена, отчества, домашние адреса, домашние телефоны, даты рождения) в политических и иных узкокорыстных целей – предвыборная агитация, распространение поздравлений, рекламной продукции, опросах и т.д..

Граждане, сталкивающиеся с подобными нарушениями неприкосновенности частной жизни, в силу субъективных и объективных причин не обращаются в суды с исками и заявлениями.

Несмотря на многочисленные нарушения конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, правоохранительными органами не используются возможности, как по профилактике данного рода нарушений, так и по пресеч ению нарушений путем привлечения к административной, уголовной и иной ответственности лиц и организаций, распространяющих незаконными способами сведения о частной жизни граждан Пермской области.

Судя по наличию контрфактной продукции, а именно: электронные носители, содержащие сведения о домашних адресах и телефонах граждан, государственными органами, ОАО «Уралсвязьинформ», Пермской ГТС, в должной мере не обеспечивается сохранность информации, которая стала известна этим организациям в силу осуществляемой ими деятельности.

Требуется особое внимание к обсуждению данной темы, так как организации и предприятия, чьей деятельности этот процесс касается непосредственно, постараются отвлечь внимание общественности от сути проблемы, переключая внимание на процессы, не относящиеся к ней.

Считаю, что на данный момент можно утверждать, что обязательным пунктом договора о предоставлении услуг связи (как городской, так и сотовой) должен стать пункт о согласии, либо несогласии гражданина на размещение его домашнего (личного) телефона в открытых информационных справочниках, информационных базах.

Совершенно недопустима ситуация, при которой гражданин должен платить деньги за снятие своего домашнего телефона с платной справки 065, бесплатной справки 09. Только при таких условиях, гражданин, чей домашний адрес и телефон, вопреки его воле был обнародован и использован в интересах третьих лиц, может рассчитывать на вынесение судебного решения и возмещение морального вреда организацией, ответственной за хранение данной информации.

С целью обсуждения данной проблемы Уполномоченным планируется проведение «Круглого стола» с участием представителей организаций и предприятий, правоохранительных органов, общественных организаций, СМИ, представителей «Уралсвязьинформ».