Газета "Досье 02" № 47.Статья "Уполномочен заявить..."

22 ноября 2002
В администрации Перми под председательством заместителя главы Перми Н. И. Миндубаевой прошло совещание с директорами ряда общеобразовательных учреждений Перми на тему «Уполномоченный по правам участников общеобразовательного процесса».

Совещание, инициированное Уполномоченным по правам человека в Пермской области, своей основной задачей имело обсуждение возможности введения в образовательных учреждениях общественного института – Уполномоченного по правам участников образовательного процесса, а также обсуждение Положения об Уполномоченном.

В ходе совещания Уполномоченный по правам человека в Пермской области Матвеев С.Н. отметил, что необходимость введения данного общественного органа вызвана прежде всего имеющимися случаями грубого, некорректного отношения как педагогов к учащимся, так и учащихся к педагогам. Было особо отмечено, что в ряде общеобразовательных учреждений г.Перми и Пермской области конфликты между учениками и преподавателями нередко становились предметом разбирательства в административных и судебных органах. В немалой степени этому способствовала как непродуманная, непрофессиональная позиция преподавателей, так и не всегда обоснованная аргументированная позиция учеников и их родителей.

Уполномоченный особо отметил, что введение общественной должности Уполномоченного по правам участников общеобразовательного процесса право, но не обязанность администрации учреждения, однако анализ ситуации соблюдения прав всех участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях не позволяет говорить об отсутствии необходимости усиления участия общественности в урегулировании вопросов по нарушению прав в образовательном процессе.

Основными задачами Уполномоченного по правам участников общеобразовательного процесса должно стать содействие учащимся, педагогам, родителям в восстановлении их нарушенных прав путем проведения мероприятий, направленных на досудебное урегулирование споров, но не коим образом не вмешательство, а тем более замена функций Администрации образовательного учреждения.

При обсуждении Положения был высказан ряд предложений направленных на уточнение отдельных статей. Основной вопрос который интересовал директоров – за счет каких фондов будет финансироваться деятельность Уполномоченного и кто будет осуществлять координацию деятельности Уполномоченных.

Опыт деятельности Уполномоченных представителях по правам участников образовательного процесса убедительно доказывает, что там, где администрация школы заинтересована в профилактике нарушений прав участников образовательного процесса, сотрудничестве с родительским коллективом и учениками, средства (обеспечение бумагой, ручкой и рабочим местом) всегда найдутся, несмотря на достаточно тяжелое финансовое положение школ. Основной причиной нежелания администрации школ проведения такого эксперимента, можно назвать не финансовые затруднения, а опасения, что Уполномоченный по правам участников образовательного процесса будет вмешиваться в деятельность администрации школы, дестабилизировать обстановку в учреждении. Во многом такие опасения необоснованны, вызваны инертностью мышления педагогов, устоявшимся мнением о непогрешимости выводов педагога и администрации школы, нежеланием предпринимать кардинальные меры по улучшению ситуации с соблюдением прав участников образовательного процесса.

Не для кого не является секретом, так как средства массовой информации постоянно освещают проблемы образовательного процесса, недостаточность существующих форм контроля за соблюдением , особенно неимущественных прав участников образовательного процесса. К таким правам относятся право на честь и достоинство, на неприкосновенность частной жизни, качество обучения, своевременное рассмотрение заявлений и жалоб и т.д..

При таких обстоятельствах утверждать, что существующие Попечительские Советы, родительские комитеты и конфликтные комиссии обеспечивают соблюдение прав участников образовательного процесса нельзя.

В настоящее время уполномоченные по правам участников образовательного процесса действуют в 21 общ еобразовательном учреждении Нытвенского района. При этом, очень много педагогов посчитавших необходимым взвалить на себя груз этой не оплачиваемой должности.

Анализ деятельности уполномоченных по правам участников образовательного процесса показывает, что к ним обращаются как ученики, так и педагоги.

Учитывая актуальность данной проблемы, было бы интересно получить отклики как о ситуации в системе образовательных учреждений, так и предполагаемые меры для ее исправления.

Уполномоченный по правам человека в

Пермской области С.Н.Матвеев.