Газета "Досье 02" №46.Статья ""Главное не популярность - а буква закона" (встреча в редакции с Уполномоченным по правам человека в Пермской области).

15 ноября 2002
ВСТРЕЧА В РЕДАКЦИИ

Сергей МАТВЕЕВ, уполномоченный по правам человека в Пермской области:

ГЛАВНОЕ НЕ ПОПУЛЯРНОСТЬ, А БУКВА ЗАКОНА

Встреча в редакции газеты "Досье 02" началась с вопроса:

- Как давно создан институт уполномоченных по правам человека? Какие вопросы в его ведении?

- Башкорстостан первым из субъектов Российской Федерации ввел данный институт - в 1996 году, в соответствии с Конституцией республики. В 1997-м уполномоченным по России стал известный правозащитник Сергей Ковалев. Вслед за ним был избран нынешний уполномоченный по Российской Федерации Олег Миронов.

Изначально институту предавалась роль посредника между обществом и государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами этих органов, но частично, и самого наделенного государственными полномочиями. В России развитие института уполномоченных упиралось в две вещи: в его финансирование и в политические взгляды кандидатов на пост уполномоченного. Я неоднократно заявлял, что должность эта политична по своей сути. Но в отличие от заявлений чисто политических, твои заявления должны касаться конкретных действий конкретных должностных лиц с целью защиты прав человека. Заявления должны базироваться на законе.

Надо четко понять: уполномоченный не стоит на позиции какой-то из сторон в споре, он пытается разобраться в правоте той или иной стороны и старается принять меры для восстановления нарушенных прав. Не всегда эти меры для всех популярны. Но я считаю, для уполномоченного главное – не быть популярным, а разъяснять то, что прописано в законе.

- Сергей Николаевич, в нашей стране долгие годы само понятие "права человека" было чуть ли не бранным словом. Знают ли нынче люди весь объем своих прав, осознают ли, с какими вопросами могут к вам обратиться?

- Есть понятие "правовая культура" и "правовая грамотность". То и другое у нас находится в зародышевом состоянии. Человек, интуитивно понимая, что право у него есть, не может четко сформулировать это право, кем и на какой стадии оно нарушено, а тем более не имеет представления, каким образом его восстановить. Отсутствие знаний о системе органов государственной власти и местного самоуправления, которые ответственны за тот или иной участок жизнедеятельности общества, также вызывает обеспокоенность. Именно поэтому у нас и происходят такие вещи: человек составляет свою жалобу так, что суть ее непонятна не только чиновнику, но и юристу. Да еще и направляет ее в орган, который этим не занимается. Получается ненужный документооборот. На урегулирование этой проблемы, в частности, направлен законопроект "Об обращениях граждан Пермской области", где я предлагаю ввести классификацию жалоб и, при введении ответственности должностных лиц за надлежащее и своевременное рассмотрение жалоб и заявлений граждан, предъявлять ужесточенные требования к содержанию этих жалоб.

Но тут важно следующее. Когда говорят, что в Советском Союзе отсутствовали правовые знания, то не надо забывать: была определенная система государственных и партийных органов. Не достучался до какого-то учреждения - пошел в парторганы и получил более или менее внятный ответ. У нас, убрав партийные органы, не предусмотрели меры по правовому просвещению граждан. И люди старшего поколения, ничего не добившись, хлопают дверью и говорят: "Обкома на вас нет!". Так вот, обкомы в демократическом обществе должны быть заменены судами. И решения судов должны стать в правовом государстве точкой в споре между всеми его участниками. В обществе должно возобладать главенство судебной власти и понимания необходимости неукоснительного исполнения судебных решений.

- И кто должен заниматься правовой учебой граждан?

- Конечно, каждый не обязан закончить юридический факультет высшего учебного заведения. Но на стадии получения среднего, среднего специального образования человек такие знания должен получать.

- А каковы права Уполномоченного?

- Это права требовать объяснения должностных лиц, запрашивать любую информацию из органов государственных власти и местного самоуправления, готовить специальные доклады уполномоченного, представлять Законодательному Собранию, губернатору, прокурору области и председателю облсуда ежегодный доклад, направлять заключения о недопустимости нарушения прав человека должностными лицами и требовать устранения нарушений, ходатайствовать о проведении дисциплинарной проверки и т.д.

- Те же доклады - это, наверное, многостраничные труды, ознакомиться с которыми рядовые граждане не в состоянии. И вообще, как им узнать о вашей деятельности?

- Можно прийти на прием сотрудников Аппарата Уполномоченного, ко мне лично. Достаточно много публикаций в СМИ о моей позиции по тому или иному вопросу, есть сайт Уполномоченного в Интернете.

- Но Интернетом могут пользоваться далеко не все. Не хотите ли сделать свою информацию более доступной? Через газеты "Досье 02", например?

- Завести у вас рубрику уполномоченного по правам человека? Хорошая идея. Считайте, что договорились.

- Какие вопиющие факты, сигналы от граждан вам наиболее запомнились?

- Если говорить о случаях массового и грубого нарушения прав, то вспомню, например, "чепецкое дело" - по факту избиения отрядом специального назначения осужденных в одной из колоний. Еще в качестве грубого нарушения прав гражданина приведу пример избиения двух солдат облвоенкомом. Вопиющий факт, установленный военной прокуратурой. Четыре месяца дело пытались спустить на тормозах, замять, отослать потерпевших "с глаз подальше" с последующей перспективой отправки в Чечню. Мне больших усилий стоило вернуть ребят. А военкома, подорвавшего свою репутацию, оставляют на посту. Сегодня новое уголовное дело против него. Поймите, я не берусь определять - виновен полковник Данилов или нет. Но разве нормальна ситуация, когда областной комиссариат целый год сотрясают скандалы - то с самим комиссаром, то с его сотрудниками? В этой ситуации лишь титаническими усилиями областной администрации, вице-губернатора В. Щукина удалось выполнить нормативы по призыву в армию.

Еще одна ситуация - по невыплате заработной платы работникам "Велты", АО «Мотовилихинские заводы». Решение суда есть, а люди продолжают страдать, не получая деньги.

Есть проблемы (они постепенно решаются) в системе Главного управления исполнения наказания в части невозможности осуществления лицами, отбывающими наказание, права по получению высшего образования. Да, человек осужден, но это не значит, что его можно урезать в законном праве на получение образования. А он даже информации о возможности заочного обучения не имеет. Если раньше дело также упиралось в финансы, то теперь деньги у ГУИН появились. Поставьте компьютеры, предоставьте телефон - пусть учится!

- Насколько часто вы сталкиваетесь с ситуациями, когда права человека нарушены, а помочь ему не можешь?

- Бывает такое. Что называется, сердцем чувствуешь несправедливость, а помочь не можешь. Таков закон, не я его принимал. А есть и такое: закон на моей стороне, но практического изменения ситуации не происходит. В этом виновато то, что Горбачев называл "сложившейся системой взаимоотношений между властями различного уровня". И неоперативность, негибкость этой системы.

Вот - жилищное право. Куча жалоб: я стою в очереди на жилье с 1990 года. Или: живу в доме, подлежащим сносу. Или: у меня есть право на расселение... Да, есть. И есть 15 тысяч очередников Перми и области. Я пишу ходатайство в администрацию: прошу рассмотреть возможность помочь человеку. А мне отвечают: да, стоит человек в очереди, под номером 2035. Мы можем ему дать квартиру прямо сейчас. Но пусть он принесет подписи 2034, стоящих впереди него, что они не возражают уступить ему очередь. То есть право этого человека нарушено, но восстановить его не представляется возможности. И в мою компетенцию не входит разрабатывать жилищную стратегию в области, распределять соответствующие ресурсы. Я могу советовать, предлагать - изменить стратегию, изменить концепцию застройки, формы участия муниципалитетов в строительстве... И то же - в других сферах.

- Сергей Николаевич, вы, как говорят, чиновник категории "А", то есть относитесь к областной элите. Все ли, с кем приходится работать, это сознают?

- О принадлежности к этой категории приходится вспоминать, когда я имею дело с другим чиновником - чтобы он понимал, с кем он беседует. Это как в армии: тебе может нравиться генерал, может не нравиться, но если ты лейтенант, ты вынужден отвечать на поставленные генералом вопросы. А с гражданами я о своем ранге забываю. Для них я - защитник их прав. И это в их интересах мы проводим законопроект о гарантиях деятельности уполномоченных по правам человека - более полное получение информации и т. п.

Записал С. ДРУЖИННИКОВ.