Газета "Общий интерес" №3.Статья "Пожертвуйте храму... на люстру" М. Киселевой.

01 ноября 2002
Пожертвуйте храму… на люстру

или некоторые аспекты рыночных отношений в школе

…Когда речь заходит о школе, у многих возникают противоречивые чувства. С одной стороны, школа – это храм науки и нравственности, как все мы привыкли считать. С другой – возмущает то, что отношения между всеми участниками образовательного процесса все чаще становятся рыночными. Что представляет собой сегодня школа, в каком направлении она должна совершенствоваться – предмет раздумий специалистов, разрабатывающих программу ее реформирования. Не будем отбирать у них хлеб. Наша задача проще – рассказать, как воспринимают подобные противоречия педагоги, учащиеся, родители, наши законодатели и правозащитники.

Для начала определимся с терминологией: что такое рыночные отношения и имеют ли они место быть в учреждениях образования?

Сергей Матвеев, Уполномоченный по правам человека в Пермской области:

-Рыночные отношения возникают там, где есть товар, услуги, и спрос на них. Исходя из конституционных принципов и Федерального Закона «Об образовании» рыночные отношения и школа совместимы, но только в той части, которая находится за пределами ст. 43 Конституции РФ….

…Причина так называемых добровольных взносов ясна – недофинансирование дошкольного, среднего и общего образования. И образовательные учреждения легко восполняют этот пробел: придумывают дополнительные так называемые платные услуги, или ставят родителей в ситуацию, когда их дети могут пребывать комфортно в школе или детском саду лишь при условии родительского спонсирования.

Сергей Матвеев:

- Мое отношение к подобным фактам крайне негативное. Например, школа не обязана устраивать выпускной вечер, тогда платят родители и нет проблем. Но когда просят сдать деньги на приобретение штор или другое дополнительное оборудование, то возникает вопрос: это необходимо ребенку? Это то, без чего нельзя обойтись?

Как только государство в полной мере начнет финансировать образование, то необходимость в различных поборах отпадает….

…Общество у нас далеко не социалистическое. Есть класс лиц, готовых платить за качественное и дополнительное образование. Поэтому возникает ряд учреждений элитного типа. Такие образовательные учреждения имеют право на жизнь. Когда родители добровольно хотят улучшить детям условия, то, пожалуйста. Все остальное – вымогательство в скрытой форме. Рыночные отношения унижают учителя, снижают его статус. И педагог, и родитель чувствуют неловкость, понимая, что вынуждены это делать.

А главное, не надо забывать о детях. Они невольно участвуют в этих отношениях. Бывает, что родители передают деньги через ребят. А они потом спрашивают друг друга: «А твой папа сколько дал?»…

...Надо привести систему образования в соответствие с новой структурой общества, где могут существовать государственные учреждения и частные. Школа, в которой учитель получает от 1,5 до 2 тысяч рублей, зиждется на энтузиазме педагогов, на любви к собственному делу.

Я поддерживаю стопроцентное финансирование федеральных и местных выборов. Надо четко понять, что пока не выполняется федеральный закон и Конституция, жить мы будем плохо….

-…Дети, педагоги, родители… В конечном итоге ни одна из сторон не выигрывает: дети и родители теряют доверие к школе, учителя – авторитет, когда вынуждены говорить о необходимости сдачи денег. Все только теряют, теряют, теряют…