" Вечерняя Пермь" № 33.Статья "Письма коммерческого счастья. Оказывается, мы не обязаны их получать".

21 сентября 2002
Печально, но факт: с каждым днем становится все труднее найти человека, который бы не получал по почте сообщений о выпавшем на его долю выигрыше, ключей от будущей машины и прочей дребедени. Причем от совершенно неизвестных ему организаций, которым он никогда в жизни не сообщал свои адресов.

История вопроса практически во всех случаях жизни одинакова: когда-то по некому малозначительному поводу человек засветил свой адрес. То ли 5 фантиков от конфет куда послал в надежде на выигрыш, то ли гороскоп для своей собаки заказывал. Бывает, ясновидящая какая предлагает всем желающим безвозмездно и быстро стать здоровыми, богатыми и счастливыми. Не ошибемся, если скажем: делая свое великодушное предложение, такие спасители человечества точно знают, куда проследуют потом адреса страждущих. Их призыв смело обращаться за помощью, как правило, сопровождается на источник потенциального богатства: «В скором времени Вы обязательно что-нибудь выиграете!»

Во всяком случае связь «ясновидящей Марии Дюваль» с «Академпосылторгом», клубом «Почта» и т. д. наша газета установила неопровержимо. Именно ей (и только ей) один из журналистов направил письмо, выражая согласие безвозмездно получить талисман удачи и счастья. Талисмана, понятное дело, не последовало. Вместо этого последовало то, что иначе как почтовым террором не назовешь.

Механизмы воздействия на психику потенциального клиента у разных почтоторговых фирм разные. «Академпосылторг» играет на повышение: несговорчивому клиенту раз за разом предлагают все более высокие суммы выигрыша. В расчете на то, что тот, кого не заинтересовали 10 тысяч рублей, «купится» на 300 тысяч. «Посыл» выдается сразу, на первом листе: да, вы выиграли! Дальше следуют каталог товаров и пояснения: надо что-нибудь заказать. Одновременно предлагаются, кроме денег, разноцветные купоны и подарки: видеокамеры, «Рено Меган» и прочая мелочь. Задача, стоящая перед клиентом, та же: еще что-нибудь заказать – книжку-лечебник, «эксклюзивную» косметику. Ерунда, в общем, если оценивать в разрезе главного приза.

Ключ к разгадке, как правило, находится…на внутренней стороне конверта. Вот там-то и разъясняется микроскопическими буквами: мол, у нас все номера называются призовыми, поскольку каждый сделавший заказ хоть что-нибудь да получит (например, «оригинальное вечернее украшение»). Что же до упомянутого рядом с вашей фамилией главного приза, то вы, безусловно, имеете на него такие же права, как и прочие любимые клиенты фирмы. Особенность «Ридерс Дайджест»: всякие пояснения на эту тему отсутствуют. Ноу-хау «Академпосылторга»: приз делится среди самых достойных, а после доведения доли каждого претендента до 20-30 рублей, заменяется сувениром. Это чтобы клиент надолго запомнил, как его обули.

Последнее, кстати, никаких сомнений не вызывает. Допустим, клиент, не одержимый жаждой нетрудовых денег, просто решил прикупить нужную ему книгу. За что оно платит? За книгу, это понятно. Затем за обработку заказа, которая уже в прошлом году была доведена до 100 рублей. А еще – за ту самую унылую безделушку, которая называется «оригинальным вечерним украшением». Да хоть утренним!. Ее стоимость все равно включена в тотальный итог. Так же, как и почтовые расходы, и стоимость многокрасочной полиграфической продукции, битком набитой в красивый конверт. В том числе и за вложенный конверт с обратным адресом, как это ни смешно. А самое интересное – заказчик платит и за рекламные пакеты тех, кто в лохотрон решил не играть. Что уж совсем обидно.

Есть у проблемы и внеэкономические аспекты. Навязчивые предложения получить призы и подарки действуют на граждан по-разному. Кто-то спокойно бросает весь пакет в мусорный бак. Другой по ночам вертится под одеялом, пытаясь сообразить, где же это он засветился. А кого-то простая мысль «меня считают идиотом» просто ставит на грань нервного срыва. Тем более, что и первоначальная процедура сбора адресов ориентирована на специфические круги населения: на азартную молодежь – вечную участницу всевозможных игр, а также на социально нестабильные слои населения, живущие надеждой в один прекрасный день поправить свои дела. То есть мы имеем дело не просто с игрой на деньги, а с игрой с бедными.

Как выйти из игры? Телефонные звонки на Пермский Главпочтамт – по цепочке из от одного отдела в другой – разочаровали. Хотя вопрос был простой: куда нужно написать заявление о том, что я прошу прекратить доставку мне рекламной продукции? Почтовики в один голос высказали мне свое мнение: никуда. Доставка «писем счастья» оплачена коммерческими фирмами, и почта обязана ее произвести. То есть получатель корреспонденции для почты как бы и совсем не клиент – раз его мнения не спрашивают.

С просьбой прояснить ситуацию редакция обратилась к Уполномоченному по правам человека в Пермской области Сергею Матвееву. Он пришел к выводу, что сложившаяся ситуация позволяет говорить о нарушении права человека на частную жизнь. После его вмешательства почтовое ведомство пересмотрело свою позицию. Наши права восстановлены: каждый, кто устал от приветов от клуба «Почта Русь» и прочих организаций, в которые он не имел никогда счастья вступать, теперь может пройти в свое отделение связи и оставить там соответствующее заявление.