Газета «Новый компаньон» (09.07.02)Статья «Естественный отбор в городе»

09 июля 2002
Оказаться инвалидом в России гораздо страшнее, чем в Европе или США: город сразу же становится для несчастного «джунглями».

На всю Пермскую область звуковыми сигналами оснащены только 26 светофоров, в Перми - лишь 9. Они установлены в месте компактного проживания слепых и слабовидящих. Получается, что этих людей ограничили в правах и свободах, так как за пределы тех улиц, на которых все-таки «чирикают» светофоры, самостоятельно выйти они уже не могут.

А как передвигаются инвалиды-колясочники? Если им, конечно, вообще удается выйти из дома… Пандусы имеются далеко не у каждого подъезда, а ведь это нарушение закона. (Да и мамам нелегко поднимать своих малышей в коляске по лестнице.) Тротуары в большинстве своем ограждены высокими бордюрами и с них нет пологих спусков. Зимой же пройти по обычной дороге без потерь с трудом удается девушке на каблуках, что уж говорить об инвалидах на костылях и колясках. На вопрос: «Сколько процентов городского общественного транспорта оборудовано для посадки инвалидов-колясочников?» начальник отдела транспорта и связи администрации Пермской области Илья Антонов отвечает: «Ноль!». По его словам, это связано с отсутствием федеральной программы, внедряющей единый стандарт на производство транспортных средств, снабженных пандусами. Правда, сейчас в Липецке начали выпускать такие автобусы, но идея их конструкции абсолютно оторвана от действительности. Дело в том, что нельзя предугадать, какой высоты будет каждая остановочная площадка. Вполне возможно, что пандус просто не поместится или не достанет до земли. Кроме того, все расписание городского транспорта разработано без учета времени, необходимого на погрузку коляски в салон.

Сергей Матвеев, Уполномоченный по правам человека в Пермской области: «Инвалиды – это люди, обладающие всем комплексом прав и свобод, присущих любому гражданину. Есть закон, где утверждены все положения европейских хартий. Однако невооруженным глазом видна пропасть между декларацией прав человека и их непосредственным осуществлением государственными органами (местным самоуправлением, отделами социальной защиты, органами образования, медицинского обслуживания, судами, милицией, прокуратурой), когда дело касается инвалидов.

Нужна ли какая-то особая государственная программа для исправления этой ситуации? По моему мнению, нет! Нужно просто привести положение дел в соответствие с законодательством. За счет нарушителей. Ведь каждый дом, каждый магазин, аптека, здание суда или прокуратуры должны иметь въезды для колясок. И у нас есть целая бюрократическая машина, которая призвана за этим следить (это и госторгинспекция, и комитеты по архитектуре и градостроительству…). Пусть она выявляет объекты, которые не соответствуют всем установленным нормам по учету интересов инвалидов, и дает предписания по приведению их в нормальное состояние.

Проблема в том, что государству и органам местного самоуправления не хватает инициативы в решении таких застарелых вопросов. И сейчас я готовлю специальный доклад, цель которого – обратить внимание правительства на бедственное положение лиц с ограниченными возможностями, на грубейшее нарушение их прав в повседневной жизни».