Газета "Новый компаньон" № 21.Статья "Нужно ли право быть человеком?".

20 июня 2000
НУЖНО ЛИ ПРАВО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ?





На другой день после шокировавшего страну и весь мир ареста и водворения в Бутырку Владимира Гусинского в Перми состоялось заседание комитета областного Законодательного собрания по социальной политике и правам человека. Никакого отношения к страстям вокруг "Медиа-моста" оно, разумеется, не имело. Однако одно из комитетских решений оказалось весьма созвучным скандалу, точнее - проблеме, которую он выявил со всей очевидностью.

К рассмотрению в первом чтении рекомендован законопроект "Об уполномоченном по правам человека в Пермской области". Казалось бы, появление подобной должности можно только приветствовать, поскольку В. Гусинский - не первый и, наверное, увы, не последний из россиян, к которому применена мера пресечения, адекватность которой вызывает большие сомнения.

Несмотря на очевидные аргументы "за", в октябре 1997 года прежний состав областного Законодательного собрания благополучно провалил этот законопроект. Возражений по существу было всего два: во-первых, "зачем дублировать прокуратуру и другие правоохранительные органы", во-вторых, некоторым депутатам показалось, что содержание уполномоченного и его аппарата обойдется для областной казны слишком дорого. Хотя депутатская рука в данном случае - владыка: закон можно принять, а смету - урезать.

Законопроект "заряжен" на новое рассмотрение. Споры вызывает только один момент: статус уполномоченного (Пермской области или Законодательного собрания).

Игорь АВЕРКИЕВ, руководитель "Пермского регионального правозащитного центра":

- Как правило, об этом свидетельствует международная практика, уполномоченный не должен быть "пристегнут" к той или иной ветви власти, поскольку возникает проблема, что любой законодательный орган - не обязательно Законодательное собрание - может в принимаемых законах в той или иной степени права человека. По недосмотру или другой причине... В подобной ситуации уполномоченный будет мешкать, ощущать себя чиновником. Кроме того, необходимо принять во внимание факт естественной конкуренции, в том числе в Пермской области, исполнительной и законодательной ветвей власти. И если уполномоченный будет уполномоченным именно от ЗС, думаю, это приведет к новому, может быть, небольшому, но витку конфронтации, поскольку обладминистрация может отнестись к этому как к усилению общей позиции областного органа представительной власти.

Михаил КАСИМОВ, депутат областного Законодательного собрания:

- Если целью деятельности уполномоченного будет защита прав отдельных граждан, то он превратится в адвоката или прокурора. Целью должно являться выявление слабых мест в законодательстве (на основе жалоб, обращений граждан) и выработка рекомендаций по их устранению. Эта схема подразумевает гораздо большую "близость" уполномоченного к Законодательному собранию, чем это предусмотрено проектом закона. Иначе новая структура неизбежно попадет под влияние исполнительной власти.

Пока единой точки зрения по статусу уполномоченного не выработано. Очевидно, это произойдет уже между первым и вторым чтениями в случае, если на пленарном заседании ЗС будет одобрена концепция документа.